Апелляционное определение № 33-1090/2015 от 16 сентября 2015 г. по делу № 33-1090/2015 Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)

Версия для печатиВерсия для печати

Прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в связи с выявленным в ходе проверки несоответствием количества учебников, находящихся в библиотечном фонде школы, количеству, требуемому для проведения качественного и полноценного процесса обучения. Решением суда на школу была возложена обязанность укомплектовать библиотечный фонд учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с Федеральным перечнем допущенных и рекомендованных учебников, утвержденным министерством образования и науки Российской Федерации.

Судья Неделина Е.С. Дело № 33-1090/2015г.

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ



16 сентября 2015г. г.Нальчик

Судебная коллегия по гражданским делам 

Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики

в составе:

председательствующего судьи Макоева А.А.

судей Пазовой Н.М., Тхагалегова З.Т.

при секретаре Кишевой А.В.

с участием прокурора Мокаева А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Пазовой Н.М. гражданское дело по иску прокурора города Нальчика в интересах неопределенного круга лиц к Министерству образования, науки и по делам молодежи КБР о возложении обязанности укомплектовать библиотечный фонд МКОУ «Гимназия №13» города Нальчика бесплатными учебниками и учебными пособиями на 2015 – 2016 учебный год. 

по апелляционной жалобе Министерства образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики на решение Нальчикского городского суда КБР от 30 июля 2015 года.

Заслушав доклад судьи Пазовой Н.М., выслушав прокурора Мокаева А.М., представителя прокурора г.Нальчика по доверенности от 15.09.2015 года, в отсутствие представителей: Министерства образования, науки и по делам молодежи КБР, МКОУ «Гимназия №13» города Нальчика, Департамента образования местной администрации г.о.Нальчик, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,

Судебная коллегия 

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г.Нальчика обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Министерству образования, науки и по делам молодежи КБР, с привлечением в качестве заинтересованных лиц Департамента образования местной администрации г.о.Нальчик, МКОУ «Гимназия №13», просил признать незаконным бездействие Министерства образования, науки и по делам молодежи КБР по укомплектованию библиотечного фонда МКОУ «Гимназия №13» г.Нальчика бесплатными учебниками и учебными пособиями на 2015 – 2016 учебный год для 948 учащихся, обязать укомплектовать библиотечный фонд МКОУ «Гимназия №13» г.Нальчика бесплатными учебниками и учебными пособиями на 2015 – 2016 учебный год для 948 учащихся.

В обоснование исковых требований указано, что проведенной прокуратурой г.Нальчика проверкой соблюдения законодательства об образовании на территории г.о.Нальчик выявлены нарушения требований Конституции РФ, Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ).

На 2015 – 2016 учебный год в МКОУ «Гимназия № 13» обучается 948 учащихся. По информации Департамента образования местной администрации г.о.Нальчик от 05.06.2015г., обеспеченность учебниками учащихся образовательных учреждений города на 2014 – 2015 учебный год составила 22% учащихся, частично обеспечены 32,93 % учащихся. Министерством образования, науки и по делам молодежи КБР в МКУ «Департамент образования местной администрации г.о.Нальчик» был направлен лимит субвенции на заказ и приобретение учебников. Деньги на приобретение учебников на 2015 – 2016 учебный год на лицевой счет Департамента образования по состоянию на 05.06.2015г. не поступили, то есть 948 учащихся МКОУ «Гимназия №13» не обеспечены учебниками на 2015 – 2016 учебный год. 

Ссылаясь на нормы Конституции Российской Федерации, Федерального закона КБР от 24.04.2014г. № 23-РЗ «Об образовании», Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановления Правительства КБР от 14.04.2014г. № 62-ПП «О нормативах подушевного бюджетного финансирования и Методике расчета субвенций местным бюджетам по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Кабардино-Балкарской Республике», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», прокурор г.о.Нальчик указал, что не обеспечение учащихся образовательных учреждений г.о.Нальчик бесплатными учебниками и учебными пособиями нарушает их права, гарантированные Конституцией Российской Федерации и действующим федеральным законодательством.

Кроме того, обязание Министерства образования, науки и по делам молодежи КБР укомплектовать библиотечные фонды образовательных учреждений г.о.Нальчик бесплатными учебниками и учебными пособиями на 2015 – 2016 учебный год необходимо в целях восстановления нарушенных конституционных прав неопределенного круга обучающихся в образовательных учреждениях города.

Впоследствии были уточнены исковые требования. От иска в части признания незаконным бездействие Министерства образования, науки и по делам молодежи КБР по укомплектованию библиотечного фонда МКОУ «Гимназия№13» г.Нальчик бесплатными учебниками и учебными пособиями на 2015 – 2016 учебный год прокурор г.о.Нальчик отказался.

Прокурор просил обязать Министерство образования, науки и по делам молодежи КБР укомплектовать библиотечный фонд МКОУ «Гимназия №13» г.Нальчик бесплатными учебниками и учебными пособиями на 2015 – 2016 учебный год по фактическому количеству учащихся на начало учебного года.

Решением Нальчикского городского суда от 30.07.2015г. иск прокурора г.Нальчик удовлетворен. На Министерство образования, науки и по делам молодежи КБР возложена обязанность укомплектовать библиотечный фонд МКОУ «Гимназия №13» бесплатными учебниками и учебными пособиями на 2015 – 2016 учебный год по фактическому количеству учащихся на начало учебного года.

В апелляционной жалобе Министерство образования, науки и по делам молодежи КБР просит решение Нальчикского городского суда КБР от 30 июля 2015 года отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований прокурора г.Нальчика, полагая решение суда не соответствующим действующему законодательству и необоснованным.

Министерство образования, науки и по делам молодежи КБР в жалобе указало, что не имея информации о проделанной работе и о фактических обстоятельствах дела, Прокуратура в июне месяце 2015 года обратилось в суд с утверждением о недостаточном обеспечении образовательного учреждения учебниками и учебными пособиями на 2015-2016 учебный год.

По общему учебному календарю учебный год 2015-2016 на территории РФ начинается 1 сентября 2015 года. Соответственно права обучающихся на учебники и учебные пособия также наступают с началом учебного года 1 сентября 2015 года, в силу чего в июне 2015 года нельзя доказать нуждаемость школы в обеспечении учебниками, хотя бы из-за того, что количество детей меняется еженедельно. 

Несмотря на преждевременность обращения Прокуратуры в суд с иском 26.06.2015 года, суд первой инстанции 30.07.2015 года принял решение об обязании Минобрнауки КБР укомплектовать библиотечный фонд образовательного учреждения по фактическому количеству учащихся на начало учебного года, заранее до начала учебного года и наступления прав обучающихся на учебники и учебные пособия.

По мнению ответчика, судом принято решение о досрочном применении ответственности до наступления правонарушения, которое если наступит, то только в начале учебного года, в силу чего факт наличия нарушенных прав, а именно недоукомплектованности образовательного учреждения, необходимо устанавливать и доказывать после 1 сентября.

Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 19 августа 2014г. №178-1111 "О Министерстве образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики» предусмотрено, что обязательства и полномочия Минобрнауки КБР реализуются бюджетом Республики, размер и порядок реализации определяется непосредственно Министерством финансов Кабардино-Балкарской Республики, так как Минобрнауки КБР является лишь распределителем выделенных и одобренных Правительством КБР, согласованных Парламентом КБР, Министерством финансов Кабардино-Балкарской Республики денежных средств.

При формировании бюджета на 2015-2016 год по разделу «Образование», Минобрнауки КБР в полном объеме учтены суммы бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения расходных обязательств Республики, в том числе и обязательства «обеспечение учащихся Республики учебниками и учебными пособиями», проект бюджета представлен на согласование в Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики, Правительство КБР, Парламент КБР.

Нормы обеспечения учебниками школьных библиотек в пределах выделенных средств освоены и реализованы в полном объеме. Отделом государственных закупок и материально-технического обеспечения Минобрнауки КБР проводится работа по заключению государственных контрактов на поставку учебников:

В целях полного укомплектования школьных библиотек учебниками Минобрнауки КБР при формировании проекта республиканского бюджета КБР на 2015 год заявило о потребности в 205000 руб. на указанные цели, из которых в Росписи отраслевого бюджета, после всех согласований с Правительством КБР и Парламентом КБР, Министерством финансов КБР учтено всего в общем 88 213 тыс. руб.

Минобрнауки КБР, не согласившись с такой позицией Министерства финансов КБР, подготовило справку о разногласиях к проекту бюджета КБР по разделу «Образование», направленную в Парламент КБР и Правительство КБР.

Необходимость корректировки республиканского бюджета КБР для увеличения бюджетных ассигнований на исполнение обязательств республики по обеспечению учащихся общеобразовательных школ республики бесплатными учебниками и учебными пособиями изложена в информационном письме, направленном в адрес Председателя Правительства КБР и Министра финансов КБР.

Министр финансов КБР информационным письмом № 32-05/1465 от 20.04.2015 года, доложил Председателю Правительства КБР, что в сложившихся условиях сохранение ассигнований на укомплектование школьных библиотек в запланированном объеме не представляется возможным.

Таким образом, в порядке требований федерального закона от 29 декабря № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Минобрнауки КБР предпринимает все необходимые меры для полноценной реализации обязательства Республиканского бюджета по обеспечению учебниками и учебными пособиями образовательных учреждений, поэтому повторное обязание Минобрнауки КБР решением суда по указанному вопросу до начала учебного года нецелесообразно и противоречит действующему законодательству, так как действующим законодательством обязательства по финансовому обеспечению обязательств субъекта в сфере образования реализовывается несколькими органами власти субъекта РФ.

Судом первой инстанции требования процессуального законодательства нарушены, поскольку указанный иск Прокурора города Нальчика не направлен на защиту интересов неопределенного круга лиц. Под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Из искового же заявления прокурора следует, что на 2015-2016 учебный год количество учащихся в МКОУ «Гимназия № 13» составляет 948 человек. Именно исходя из данного количества учащихся производился изначально расчет необходимого количества учебников на 2015-2016 учебный год, и вообще определялась нуждаемость, то есть круг лиц был определен, то есть по настоящему делу прокурор не имел полномочий на обращение в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов других лиц, что в силу пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК Российской Федерации являлось основанием для отказа в принятии заявления. В соответствии с абзацем 2 статьи 220ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если оно не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 ГПК РФ.

В силу абзаца 1 части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не допущено таких нарушений.

Удовлетворяя исковые требования прокурора города Нальчика, суд первой инстанции исходил из того, что МКОУ «Гимназия №13» не обеспечена учебниками и учебными пособиями на 2015 – 2016 учебный год, а в компетенцию Министерства образования, науки и по делам молодежи КБР, осуществляющего функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета КБР, предусмотренных для реализации возложенных на Министерство полномочий, входит принятие решений о направлении средств для полной укомплектованности библиотечного фонда образовательных учреждений учебниками и учебными пособиями.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 43 Конституции, ст. ст. 3, 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", каждый гражданин Российской Федерации, имеет право на образование. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 35 Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания. Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (редакция от 29.12.2014).

В соответствии с его п. 26, информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой.

Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования включает характеристики оснащения информационно-библиотечного центра, читального зала, учебных кабинетов _и лабораторий, административных помещений, школьного сервера, школьного сайта, внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной) сети и направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательных отношений к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательной деятельности и условиями ее осуществления.

Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать:

укомплектованность учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, языках обучения и воспитания. Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:

не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы основного общего образования;

не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы основного общего образования.

Согласно п. 23 стандарта, финансово-экономические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны:

обеспечивать государственные гарантии прав граждан на получение бесплатного общедоступного основного общего образования;

обеспечивать организации, осуществляющей образовательную деятельность возможность исполнения требований Стандарта;

обеспечивать реализацию обязательной части основной образовательной программы основного общего образования и части, формируемой участниками образовательных отношений, включая внеурочную деятельность;

отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации основной образовательной программы основного общего образования, а также механизм их формирования.

Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных названным Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся) в расчете на одного обучающегося.

В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 N 23-РЗ (ред. от 16.12.2014) "Об образовании", к полномочиям Правительства Кабардино-Балкарской Республики в сфере образования относится: обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, установленными Правительством Кабардино-Балкарской Республики;

Статьей 6 этого Закона регламентированы полномочия уполномоченного органа. Указано, что к ним, в частности, относится: организация обеспечения республиканских образовательных организаций и муниципальных образовательных организаций учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ, путем бесплатного предоставления в пользование обучающимся на время получения образования.

В соответствии с п. 4 Положения о Министерстве образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики, утвержденным Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 19 августа 2014 г. N 178-ПП, Министерство в установленной сфере деятельности осуществляет следующие полномочия :

обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми Правительством Кабардино-Балкарской Республики ( п. 4.1.);

организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и государственных образовательных организаций Кабардино-Балкарской Республики учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ( п. 4.34 );

обеспечение организации бесплатного предоставления в пользование на время получения образования учебников и учебных пособий, а также учебно-методических материалов, средств обучения и воспитания обучающимся, осваивающим основные образовательные программы, за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики (п. 4.35 );

осуществление функций главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, предусмотренных для реализации возложенных на Министерство полномочий (п. 4.76 );

составление бюджетной росписи, распределение лимитов бюджетных обязательств но подведомственным Министерству образовательным организациям и учреждениям (п. 4.85 ).

Установив, что на день обращения Прокурора г. Нальчика с настоящим иском, в МКОУ «Гимназия № 13 » имеет место необеспеченность бесплатными учебниками и учебными пособиями на 2015-2016 учебный год, на ответчика Министерство образования, науки и по делам молодежи КБР, главного распорядителя денежных средств, в чью компетенцию входит принятие решений о направлении данных денежных средств для полной укомплектованности библиотечного фонда образовательных учреждений учебниками и учебными пособиями, суд правильно возложил таковую обязанность.

При таких обстоятельствах несостоятельными являются доводы апелляционной жалобы о том, что права учащихся на обеспечение учебниками и учебными пособиями на 2015 – 2016 учебный год и обязанность в реализации этих прав наступает с 1 сентября 2015 года, а потому и иск прокурора, и обжалуемое решение суда, которым этот иск удовлетворен, преждевременны.

Необоснованны и доводы апелляционной жалобы о том, что прокурор г.Нальчика не имел полномочий на обращение в суд с иском по настоящему делу, ссылаясь на защиту прав неопределенного круга лиц, тогда как имелась возможность в исковом заявлении указать фамилию, имя, отчество и место жительства каждого из истцов.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Часть первая статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предоставляет прокурору право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В этой связи в разъяснениях, изложенных в пункте 13 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", указывается, что на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

В силу части 3 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.

Согласно абзацу пятому статьи 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования.

Предъявленные прокурором города Нальчика требования соответствуют указанным выше требованиям закона.

При этих обстоятельствах обжалуемое решение, постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права, не может быть отменено по доводам апелляционной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 – 330 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Нальчикского городского суда КБР от 30 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства образования, науки и по делам молодежи КБР – без удовлетворения.

Председательствующий Макоев А.А.

Судьи: Пазова Н.М.

Тхагалегов З.Т.