Приказ комитета по образованию Егорьевского района "Об утверждении положения об организации получения ... образования вне организаций (в форме семейного образования и самообразования)"

Версия для печатиВерсия для печати

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", в целях обеспечения права граждан на выбор форм получения общего образования и форм обучения по общеобразовательным программам, руководствуясь Положением о комитете по образованию Егорьевского района Алтайского края, приказываю:

1. Утвердить Положение об организации получения обучающимися, проживающими на территории Егорьевского района Алтайского края, общего образования вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования) (прилагается).

2. Главному специалисту комитета по образованию Фомичевой Е.В. довести настоящий приказ до сведения руководителей муниципальных общеобразовательных организаций.

3. Методисту комитета по образованию Петровских С.А. разместить настоящий приказ на сайте комитета по образованию.

4. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

 

Председатель комитета

Т.М.ШУЛЕНИНА

 

Приложение

к Приказу

комитета по образованию

Егорьевского района

от 31 декабря 2015 г. N 199-р

 

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛУЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ПРОЖИВАЮЩИМИ

НА ТЕРРИТОРИИ ЕГОРЬЕВСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ,

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВНЕ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (В ФОРМЕ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И САМООБРАЗОВАНИЯ)

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящее Положение об организации получения обучающимися, проживающими на территории Егорьевского района Алтайского края, общего образования вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования) (далее по тексту - Положение), определяет порядок организации получения обучающимися, проживающими на территории Егорьевского района Алтайского края (далее по тексту - обучающиеся), общего образования вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации, статьей 63Семейного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон), письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.11.2013 N н-т-1139/08 "Об организации получения образования в семейной форме".

1.3. В соответствии с частью 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование обязательно. При этом получение детьми основного общего образования обеспечивают родители или лица, их заменяющие. Аналогичное положение предусмотрено статьей 63 Семейного кодекса Российской Федерации.

1.4. В соответствии с частью 2 статьи 63 Федерального закона общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования.

Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, образование и обучение предусмотрено в семейной форме и в форме самообразования.

Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения (часть 4 статьи 17 Федерального закона).

1.5. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (часть 4 статьи 63 Федерального закона).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 34 Федерального закона обучающимся предоставляются академические права на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет. В этой связи форма получения общего образования и форма обучения по основной общеобразовательной программе среднего общего образования определяются обучающимся и родителями (законными представителями) совместно.

1.6. С учетом образовательных потребностей, возможностей и интересов личности обучающихся общеобразовательные программы могут осваиваться в форме семейного образования и самообразования. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

1.7. Семейное образование есть форма освоения ребенком по инициативе родителей (законных представителей) общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования вне образовательной организации в семье.

1.8. Самообразование как форма обучения предполагает самостоятельное, возможно ускоренное освоение общеобразовательных программ по отдельным предметам, классам, курсам среднего общего образования с последующей аттестацией в образовательных организациях, прошедших государственную аккредитацию.

1.9. Согласно статье 33 Федерального закона, экстернами являются лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

1.10. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, если иное не установлено Федеральным законом (часть 5 статьи 17 Федерального закона).

1.11. Комитет по образованию Егорьевского района Алтайского края (далее по тексту - комитет по образованию) ведет учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территории Егорьевского района Алтайского края, а также форм получения образования и обучения, определенных родителями (законными представителями) детей.

 

2. Организация семейного образования

 

2.1. Обучающийся может перейти на семейную форму получения образования на любом уровне образования: начальном общем, основном общем, среднем общем.

2.2. При выборе семейной формы образования родители (законные представители) принимают на себя обязательства по обеспечению обучения в семейной форме образования - целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни.

2.3. При выборе родителями (законными представителями) с учетом мнения обучающегося или совместном выборе обучающегося и его родителей (законных представителей) формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) обучающегося письменно информируют об этом выборе комитет по образованию по форме в соответствии с Приложением N 1 к настоящему Положению, а также получают в комитете по образованию сведения о муниципальных общеобразовательных организациях Егорьевского района Алтайского края (далее по тексту - образовательные организации), в которых предусмотрена возможность прохождения обучающимися соответствующей промежуточной и государственной итоговой аттестации.

2.4. Основаниями возникновения образовательных отношений между обучающимся и образовательной организацией являются заявление его родителей (законных представителей) о прохождении обучающимся промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в образовательной организации и распорядительный акт (приказ) образовательной организации о приеме лица в качестве экстерна для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации (часть 1 статьи 53 Федерального закона).

2.5. При получении общего образования в форме семейного образования образовательная организация несет ответственность только за организацию и проведение промежуточной и государственной итоговой аттестации, а также за обеспечение соответствующих академических прав обучающегося.

2.6. По решению родителей (законных представителей) с учетом мнения обучающегося или совместному решению обучающегося и его родителей (законных представителей) обучающийся вправе на любом этапе обучения продолжить образование в иной форме, предусмотренной Федеральным законом, либо использовать право на сочетание форм получения образования и форм обучения.

2.7. Зачисление в образовательную организацию лица, получающего образование в семейной форме, для продолжения обучения в образовательной организации осуществляется в соответствии с Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.01.2014 N 32.

2.8. Учитывая целостность образовательного процесса, взаимосвязь обучения и воспитания, для обучающихся в форме семейного образования системой образования создаются условия по их социализации, интеграции в соответствующие детские коллективы. Указанные условия могут быть обеспечены путем предоставления возможности таким обучающимся осваивать дополнительные образовательные программы, в том числе в образовательных организациях, в которых они проходят соответствующую аттестацию.

2.9. Согласно статье 8 Федерального закона обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации организуется предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Указанная помощь, в том числе помощь обучающимся в составлении индивидуального учебного плана, в случае необходимости обучающимся в семейной форме может быть оказана психологами, педагогами-психологами образовательных организаций, в которых такие обучающиеся проходят аттестацию.

 

3. Организация самообразования

 

3.1. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования.

3.2. При совместном выборе обучающегося и его родителей (законных представителей) формы получения среднего общего образования в форме самообразования обучающийся и (или) его родители (законные представители) письменно информируют об этом выборе комитет по образованию по форме в соответствии с Приложением N 1 к настоящему Положению, а также получают в комитете по образованию сведения об образовательных организациях, в которых предусмотрена возможность прохождения обучающимися соответствующей промежуточной и государственной итоговой аттестации.

3.3. Основаниями возникновения образовательных отношений между обучающимся и образовательной организацией являются заявление обучающегося и (или) его родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в образовательной организации и распорядительный акт (приказ) образовательной организации о приеме лица в качестве экстерна для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации (часть 1 статьи 53 Федерального закона).

3.4. При получении общего образования в форме самообразования образовательная организация несет ответственность только за организацию и проведение промежуточной и государственной итоговой аттестации, а также за обеспечение соответствующих академических прав обучающегося.

3.5. Обучающийся по решению, принятому совместно с родителями (законными представителями), вправе на любом этапе обучения продолжить образование в иной форме, предусмотренной Федеральным законом, либо использовать право на сочетание форм получения образования и форм обучения.

3.6. Зачисление в образовательную организацию лица, получающего образование в форме самообразования, для продолжения обучения в образовательной организации осуществляется в соответствии с Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.01.2014 N 32.

3.7. Учитывая целостность образовательного процесса, взаимосвязь обучения и воспитания, для обучающихся в форме самообразования системой образования создаются условия по их социализации, интеграции в соответствующие детские коллективы. Указанные условия могут быть обеспечены путем предоставления возможности таким обучающимся осваивать дополнительные образовательные программы, в том числе в образовательных организациях, в которых они проходят соответствующую аттестацию.

3.8. Согласно статье 8 Федерального закона обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации организуется предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Указанная помощь, в том числе помощь обучающимся в составлении индивидуального учебного плана, в случае необходимости обучающимся в форме самообразования может быть оказана психологами, педагогами-психологами образовательных организаций, в которых такие обучающиеся проходят аттестацию, либо в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

 

4. Организация и проведение промежуточной

и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся

 

4.1. В соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

По желанию родителей (законных представителей) такая образовательная организация может быть определена на весь период получения общего образования, на период прохождения конкретной аттестации или на период одного учебного года в зависимости от объективных обстоятельств и наиболее эффективной реализации прав и свобод ребенка.

В качестве образовательной организации для прохождения промежуточной или государственной итоговой аттестации могут быть определены не только общеобразовательные организации, но и образовательные организации других типов, которым Федеральным законом предоставлено право осуществлять образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам.

4.2. Образовательной организацией должен быть принят соответствующий локальный акт, регламентирующий порядок организации и прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, в том числе экстернами. При этом вышеуказанный локальный акт должен быть доступен для беспрепятственного ознакомления, в том числе на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

4.3. Для прохождения промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в качестве экстерна совершеннолетним гражданином лично или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего гражданина на имя руководителя образовательной организации подается заявление (примерная форма заявления приведена в Приложении N 2 к настоящему Положению).

Вместе с заявлением представляются следующие документы:

- оригинал документа, удостоверяющего личность совершеннолетнего гражданина;

- оригинал документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя) несовершеннолетнего гражданина;

- оригинал свидетельства о рождении ребенка, либо заверенную в установленном порядке копию документа, подтверждающего родство заявителя (или законность представления прав несовершеннолетнего гражданина),

- личное дело обучающегося (при отсутствии личного дела обучающегося в образовательной организации оформляется личное дело обучающегося на время прохождения промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации);

- документы (при их наличии), подтверждающие освоение общеобразовательных программ (справки об обучении и о прохождении промежуточной аттестации в образовательной организации, реализующей основные общеобразовательные программы, документ об основном общем образовании).

4.4. На основании заявления совершеннолетнего обучающегося и (или) родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося руководителем образовательной организации издается распорядительный акт (приказ) о зачислении обучающегося в качестве экстерна в образовательную организацию для прохождения промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации, в котором устанавливаются аттестуемые предметы, сроки и формы промежуточной аттестации (примерная форма приказа приведена в приложении N 3 к настоящему Положению). Копия приказа хранится в личном деле экстерна.

4.5. При проведении промежуточной аттестации образовательная организация руководствуется требованиями статьи 58Федерального закона и локальными нормативными актами, регламентирующими формы, порядок и сроки прохождения промежуточной аттестации экстерном.

Порядок прохождения промежуточной аттестации образовательная организация определяет с учетом мнения совершеннолетнего экстерна или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего экстерна, в том числе исходя из темпа и последовательности изучения учебного материала.

4.6. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации в сроки, определенные распорядительным актом (приказом) образовательной организации, при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью (часть 2 статьи 58 Федерального закона).

4.7. В соответствии с частью 3 статьи 58 Федерального закона обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.

4.8. Образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации (часть 4 статьи 58 Федерального закона).

4.9. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые образовательной организацией, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни экстерна, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам (часть 5 статьи 58 Федерального закона).

4.10. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия (часть 6 статьи 58 Федерального закона).

4.11. Результаты промежуточной аттестации экстернов отражаются в протоколах.

4.12. После прохождения обучающимся промежуточной аттестации издается распорядительный акт (приказ) об отчислении его из образовательной организации. В трехдневный срок после издания распорядительного акта (приказа) об отчислении обучающегося образовательная организация выдает лицу, отчисленному из этой образовательной организации, справку об обучении (часть 5 статьи 61 Федерального закона) по образцу, самостоятельно установленному образовательной организацией (часть 12 статьи 60 Федерального закона).

4.13. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации (часть 10 статьи 58 Федерального закона).

4.14. При проведении государственной итоговой аттестации образовательная организация руководствуется требованиямистатьи 59 Федерального закона и порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующей образовательной программе, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.

4.15. Обучающиеся, не прошедшие государственную итоговую аттестацию или получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти государственную итоговую аттестацию в сроки, определяемые порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам (часть 7 статьи 59 Федерального закона).

4.16. Обучающимся, прошедшим промежуточную аттестацию и не проходившим государственную итоговую аттестацию, выдается справка о промежуточной аттестации по форме согласно Приложению N 4 к настоящему Положению.

4.17. Экстернам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы, подтверждающие получение общего образования следующего уровня:

1) основное общее образование (подтверждается аттестатом об основном общем образовании);

2) среднее общее образование (подтверждается аттестатом о среднем общем образовании) (часть 6 статьи 60 Федерального закона).

 

5. Права обучающихся, получающих образование

в семейной форме и форме самообразования

 

5.1. Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона экстерны являются обучающимися и обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся в соответствии со статьей 34 Федерального закона. В частности, экстерны наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, в том числе, всероссийской олимпиаде школьников, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях. Кроме этого, экстерны могут рассчитывать на получение при необходимости социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (статья 42 Федерального закона).

5.2. При прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе (часть 3 статьи 34 Федерального закона).

5.3. Статья 35 Федерального закона гарантирует право обучающихся по основным образовательным программам за счет бюджетных ассигнований бюджетов различных уровней в пределах федеральных государственных образовательных стандартов на бесплатное пользование во время обучения учебниками и учебными пособиями, необходимыми в учебном процессе. В этой связи, обучающиеся должны быть обеспечены учебниками и учебными пособиями из фондов библиотеки образовательной организации, в которой обучающийся проходит промежуточную и (или) государственную итоговую аттестацию бесплатно.

 

6. Компенсация затрат на реализацию общеобразовательных

программ вне образовательной организации

 

6.1. Компенсация затрат родителей (законных представителей) на реализацию общеобразовательных программ вне образовательной организации не предусмотрена, поскольку Конституцией РФ (часть 2 статьи 43) получение бесплатного общего образования гарантируется только в образовательных организациях. Но в региональных и муниципальных нормативных правовых актах компенсация этих затрат может быть предусмотрена в том числе в форме оказания поддержки родителям (законным представителям) обучающихся (пункт 6 письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.11.2013 N н-т-1139/08 "Об организации получения образования в семейной форме").

6.2. В соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона нормативные затраты на оказание муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду образовательных программ с учетом форм обучения, а также с учетом иных предусмотренных Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся).

Учредителем образовательной организации могут быть определены нормативные затраты на оказание муниципальной услуги по реализации общеобразовательной программы в форме семейного образования и самообразования, покрывающие затраты на проведение промежуточной и государственной итоговой аттестаций, затраты на приобретение учебных изданий (учебники, учебные пособия и учебно-методические материалы), периодических изданий, издательских и полиграфических услуг, услуг доступа к электронным изданиям, непосредственно связанных с реализацией общеобразовательной программы, затраты на оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

При выборе родителями (законными представителями) сочетания различных форм получения образования (семейная форма, самообразование) и форм обучения (в организации, осуществляющей образовательную деятельность) нормативные затраты помимо вышеуказанных должны предусматривать затраты, покрывающие возможность освоения отдельных компонентов образовательной программы в образовательной организации.

6.3. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования (статья 5 Федерального закона).

1. Приложение N 1 

2. Приложение N 2 

3. Приложение N 3

4. Приложение N 4