Письмо управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан «О направлении и

Версия для печатиВерсия для печати

Письмо управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан) (Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан)) от 25 апреля 2013 г. N 12/10554 «О направлении информации»

В целях сохранения и укрепления здоровья учащихся общеобразовательных учреждений Республики Татарстан при разработке, выборе тканей и пошиве типовой школьной формы необходимо руководствоваться требованиями вступившего в силу с 01.07.2012 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" (ТР ТС 007/2011), а также требованиями санитарных правил СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 "Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека".

Учитывая важность функционального назначения одежды в учебном процессе по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, на стадии разработки единой школьной формы и выбора тканей для ее пошива считаю целесообразным привлечение специалистов Роспотребнадзора для определения ее оптимальных свойств и качеств.

С целью организации разъяснительной работы среди родительских комитетов, попечительских, иных советов образовательных учреждений, общественности о качестве и безопасности детской одежды, а также необходимости введения специализированной одежды для школы разработана памятка "О функциональном назначении школьной формы, гигиенических показателях качества и безопасности используемых материалов" (Приложение 1).

 

Руководитель

Управления Роспотребнадзора

по Республике Татарстан (Татарстан)

М.А.ПАТЯШИНА

 

Приложение 1

 

ПАМЯТКА

О ФУНКЦИОНАЛЬНОМ НАЗНАЧЕНИИ ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ,

ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЯХ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ

ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МАТЕРИАЛОВ

 

- Соблюдение гигиенических требований к одежде и обуви формирует микроклимат пододежного пространства (температура, влажность, паро-, воздухопроницаемость), позволяет одежде обеспечивать субъективные комфортные условия при оптимальных микроклиматических параметрах в помещениях образовательного учреждения. Защитные свойства одежды важны для детей, т.к.:

- в детском возрасте механизмы теплорегуляции несовершенны, переохлаждение и перегревание организма могут привести к нарушениям в состоянии здоровья;

- дети отличаются большой двигательной активностью, при которой уровень теплопродукции возрастает в 2 - 4 раза;

- кожа детей нежна и ранима;

- кожное дыхание имеет больший удельный вес в обменных процессах организма, чем у взрослых.

- Результаты корреляционного анализа заболеваемости свидетельствуют о наличии прямых, статистически значимых причинно-следственных связей между функциональным назначением предметов одежды, ее качественными показателями, с одной стороны, и заболеваниями кожи (контактный и атопический дерматиты) и простудными заболеваниями (грипп, ОРЗ, заболевания органов дыхания), с другой стороны.

- Ношение детьми и подростками головного убора в помещении во время учебных занятий и занятий физкультурой, а также несопряженного по своему функциональному предназначению с оптимальными параметрами окружающей среды и микроклимата является причиной различных заболеваний, влияет на сосуды головного мозга, может приводить к увеличению напряженности мышц затылочной области головы и плечевого пояса, что является причиной заболеваний шейного отдела позвоночника, а также может снижать зрительную способность ребенка и приводить к негативному изменению угла периферического зрения.

- Совокупность требований к материально-техническому оборудованию образовательных учреждений (учебные помещения, гардеробы, раздевалки, мебель) и нормативных требований к функциональному назначению одежды детского ассортимента, качеству и безопасности материалов формирует необходимость введения специализированной одежды для школы (школьной формы).

- Актуальность школьной формы обусловлена и особенностями роста и развития детского организма в этот период. Дети различного возраста имеют особенности организации движения (степень развития мышц, амплитуда движений и др.), которые оказывают влияние на величины изменения размеров тела детей в динамике.

- Гигиенические требования к одежде детей изложены в СанПиН 2.4.7./1.1.1286-03 "Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека", а также в техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" ТР ТС 007/2011.

- В соответствии с функциональным назначением одежда и изделия подразделяются на одежду и изделия 1-го, 2-го и 3-го слоев: к одежде 1-го слоя относятся изделия, имеющие непосредственный контакт с кожей пользователя: нательное и постельное белье, корсетные и купальные изделия, головные уборы (летние), чулочно-носочные изделия, платки носовые и головные и другие аналогичные изделия; к одежде 2-го слоя относятся изделия, имеющие ограниченный контакт с кожей пользователя: платья, блузки, верхние сорочки, брюки, юбки, платья-костюмы, свитеры, джемпер и другие аналогичные изделия; к одежде 3-го слоя относятся пальто, полупальто, куртки, плащи, костюмы (на подкладке) и другие аналогичные изделия.

- Правильно подобранная одежда имеет огромное значение для здоровья ребенка. Одним из основных требований к школьной одежде является ее удобство. Она абсолютно не должна стеснять движений ребенка, должна соответствовать размеру, не сковывать движений, приятной для тела (не колючей, не жесткой, из натуральных гигроскопичных материалов), соответствующей погоде. Хорошо подобранный для ребенка костюм дисциплинирует его и способствует выработке правильной осанки.

- Одежду для школьников лучше выбирать из натуральных тканей. Она удобна, комфортна, легка в уходе. Для школьной формы чаще используются такие материалы, как хлопок, лен, шерсть, полушерсть, вискоза, обладающие хорошей воздухопроницаемостью и гигроскопичностью. Необходимо обращать внимание на то, чтобы содержание синтетики не превышало 50%. Однако подкладка такой формы обязательно должна быть из натуральной ткани. В теплое время года ребенку лучше носить одежду из льна. Зимой - предпочтительнее из шерсти или кашемира.

- Форма для мальчиков должна включать пиджак и брюки, несколько сменных рубашек (в том числе с короткими рукавами), пару свитеров, для разнообразия можно включить водолазку, футболки. Для девочек - юбки, сарафаны, брючки, блузки, водолазки, джемпера, жакеты и жилетки, которые можно будет всевозможно ежедневно комбинировать и сочетать между собой.

- Одежда для школы должна быть строгой, простого покроя, не сковывающая движения и не отвлекающая своей пестротой. Цвет школьной одежды ребенка не должен быть слишком ярким и броским. Такие цвета не будут способствовать его сосредоточению на учебе. Для занятий физкультурой желательно приобрести спортивный костюм, он должен быть сделан из качественной ткани, дышащей, гигроскопичной (впитывающей влагу) и обязательно эластичной (чтобы не мешать свободно двигаться). Для занятий на свежем воздухе (зимой это бег на лыжах или катание на коньках) необходим утепленный костюм на тонком ватине или пуху.

- Необходимо приобретать товары надлежащего качества, безопасные для жизни и здоровья детей, отвечающие требованиям по органолептическим, санитарно-химическим, физическим и токсиколого-гигиеническим показателям. При покупке одежды необходимо обращать внимание на наличие декларации о соответствии. Декларация - это документ, удостоверяющий соответствие продукции требованиям нормативных документов.

- Детей следует одевать в зависимости от температуры воздуха, температура воздуха в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 - 24 °С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских - 17 - 20 °С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната - 20 - 24 °С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала - 20 - 22 °С, душевых - 25 °С.