В сфере образования появился учитель-призрак

Версия для печатиВерсия для печати

«Найдут хорошие школы с сильными педагогами, а потом объявят, что эксперимент прошел успешно, - считает Всеволод Луховицкий, председатель Совета межрегионального профсоюза «Учитель», преподаватель школы-интерната «Интеллектуал». - Далеко не все учителя школ могут соответствовать требованиям стандарта. И это может послужить в качестве «кнута» при приеме на работу или увольнении негодного педагога. Стандарт, например, предполагает, что все учителя должны знать хотя бы один иностранный язык и уметь вместе с учениками использовать иноязычные источники информации. Кроме того, все педагоги должны уметь работать с разными категориями учеников - с одаренными, с детьми, которые занимаются по программам инклюзии, с учениками, для которых русский язык не является родным, а также с социально запущенными детьми. Как можно объединить эти категории учащихся в одном классе - совершенно непонятно, и стандарт не дает разъяснений».

Еще одно обязательное требование для педагогов - высшее образование. На первый взгляд логично - учитель невольно ассоциируется с дипломом вуза. Однако это не так. Как пояснили в министерстве образования края, учителя начальной школы, а также педагоги музыки и изобразительных искусств, воспитатели детских садов – все они готовятся средними профессиональными учреждениями. Причем диплом педагога музыки или ИЗО, например, дает право работать как в общеобразовательной, так и в музыкальной (или художественной) школе, не заканчивая при этом консерваторию или академию художеств.

«Это требование профессионального стандарта педагога уничтожает всю отраслевую систему среднего профессионального образования, заодно ударяя и по дополнительному и дошкольному образованию. Напомню, кстати, что уничтожение среднего специального образования в медицине уже привело к катастрофической нехватке в России младшего медицинского персонала и фельдшеров! Мы хотим повторить этот опыт на детях и системе образования?» - делятся эмоциями красноярцы на педагогических форумах.

Другой вопрос – кто станет готовить новых одаренных учителей? В вузах пока нет программ обучения таких специалистов. Например, по требованию стандарта, рядовой педагог должен иметь также квалификации психолога, логопеда, дефектолога. И все это - за одну учительскую зарплату, которая, как известно, не стимулирует выстраиваться в очереди на вакансию. Кадров не хватает не только в сельских школах, но и в краевом центре. Об изменении окладов в связи с введением стандарта в минобре РФ не говорят.

Некоторые, кстати, рассуждают, что написан документ поверхностно и не дает четких определений. «В стандарте говорится о добровольности его применения. Возникает вопрос к авторам: так все-таки «стандарт» — это документ, обязательный к исполнению и отменяющий «морально устаревшие» профессиональные требования, или документ для исполнения «по желанию»? Тогда где границы «желания»? – резонно спрашивают пользователи соцсетей. - Подобное двоякое прочтение не способствует управляемости системой образования. Скорее, наоборот, работает на ее полную разбалансировку, когда одни регионы будут жить «по стандарту», а другие – как Бог на душу положит!»

Образ учителя, описанный в стандарте, хорош. Жаль только, что сегодня он кажется фантастическим. Специалисты отмечают: чтобы подготовить таких педагогов, нужно лет двадцать. Однако нововведения хотят применить уже через год. Если сейчас спросить по всей строгости стандарта, как бы большинство школ не осталось без учителей.

Источник: kras.mk.ru