В нижегородской области педагогов будут учить работе с детьми с нарушениями аутистического спектра

Версия для печатиВерсия для печати

 

Непонятный диагноз

Термин "аутизм" в России возник относительно недавно. Правильно ответить на вопрос, кто такие аутисты, сможет далеко не каждый. Большая часть людей свяжут это понятие в лучшем случае с фильмом "Человек дождя": аутисты - люди бесконечно одаренные, но, несомненно, иначе, чем большая часть населения. Никто не знает, откуда берется это заболевание, однако с его проявлениями работать получается. Самое главное здесь - вовремя диагностировать и правильно подойти к реабилитации.

Денису Лобанову в этом году исполнится 9 лет, год он отучился в школе N 86 Нижнего Новгорода и параллельно - в центре лечебной педагогики и социальной адаптации "Верас". За это время он сделал поразительные для ребенка с нарушениями аутистического спектра (НАС) успехи: научился читать слова, писать печатные буквы, хотя раньше не мог держать даже ручку, освоил цвета.

"Для нас это колоссальный прорыв", - уверена мама мальчика Оксана Лобанова. За прошедшие годы право Дениса на образование ей пришлось буквально отстаивать. Диагноз мальчику поставили в 1 год и 3 месяца. В 2,5 года он пошел в обычный детский сад, где пробыл год.

- Конечно, он очень отличался от своих сверстников, поэтому вскоре его перевели в коррекционный садик. Все это время нас неоднократно пытались отправить на домашнее обучение, но в итоге мы все-таки попали в школу. Я очень рада тому, как прогрессирует сейчас Денис, у нас молодая и грамотная учительница. Но для большинства педагогов работать с детьми с аутизмом - это большая проблема, к ним нужен особый подход, часто такие дети очень нервные, сложно привлечь их внимание. Поэтому учить педагогов работать с аутистами надо, иначе большинству таких детей грозит изоляция дома, - говорит Оксана.

Вернуть в общество

Специалисты уверены, что оставить ребенка с НАС учиться дома - это надолго затормозить его развитие. Даже в коррекционных школах, где в одном классе собираются дети с разными диагнозами, их развитие идет быстрее - ребята наблюдают друг за другом, быстрее социализируются.

- В России опыт обучения детей с аутизмом есть в Санкт-Петербурге, в Пскове, и это очень успешный опыт. Образование для такого ребенка - это возможность социализироваться. Сейчас 90 процентов детей с аутизмом не принимаются даже в коррекционные школы, оставаясь на домашнем обучении. А Нижний Новгород - это платформа, на которой нам привычно и комфортно работать, нас поддерживает департамент образования городской администрации, - говорит известная топ-модель Наталья Водянова. Программа обучения детей с аутизмом в Нижнем Новгороде реализуется при поддержке курируемого ею благотворительного фонда.

Как сообщили "РГ" в городском департаменте образования, проект будет идти в нижегородских школах N 92, 95, 142, 8, 56 и 39. С 1 сентября в них откроются специальные классы. "Параллельно с этим педагоги будут осваивать новую методику. В сентябре для учителей состоится семинар в Санкт-Петербурге, а в октябре в Москве будет организован международный форум, с участием специалистов из-за рубежа. Основные цели - обучить педагогов коррекционных школ работе с детьми с аутизмом, имеющими выраженные нарушения коммуникации, интеллекта и поведения", - сообщили в департаменте.

Сейчас образовательные услуги для детей с НАС оказываются в нескольких учреждениях Нижнего Новгорода. В центре лечебной педагогики и социальной адаптации общественной организации "Верас" таким детям помогают бесплатно, и на обучение здесь - большая очередь.

- Статистики, сколько в Нижегородской области, да и во всей России детей с НАС, нет. Но среди всех детей-инвалидов дети с аутизмом преобладают, - рассказывает председатель организации Людмила Веко.

Педагоги сядут за парты

Учить детей с аутизмом непросто. На каждой парте в классе есть липучка, куда на уроках вешаются специальные таблички - как зовут ученика, на каком занятии он находится. Такие же таблички есть во всех помещениях центра. На кухне, где детей учат самым необходимым навыкам самообслуживания, висят значки "холодильник", "плита", в туалете - целая последовательность из картинок, как нужно помыть руки. В работе с детьми с аутизмом есть много нюансов, и всем им нужно учиться.

- Сейчас мы готовим дошкольников к посещению общеобразовательных учреждений. Но пока что им идти практически некуда. Даже в коррекционных школах, куда попадают немногие из наших детей, педагоги предъявляют к ним такие же требования, как к обычным детям. А это неправильно, - поясняет Людмила Викторовна.

Раньше дети с НАС учились в основном в школе N 39 на Ильинке, а каждый нижегородец знает, что такое приехать в центр города из нижней части и обратно в будний день. Теперь классы для детей с аутизмом появятся практически в большинстве районов города.

Первый семинар по сенсорной интеграции для нижегородских педагогов уже прошел. Учить их работе с детьми специалисты будут непосредственно в процессе обучения самих ребят. За каждой школой при рабочей группе из 8 человек, куда войдут педагоги, психологи, дефектологи и завучи, будет закреплен свой консультант, параллельно будут проводиться образовательные семинары.

1 сентября в новые классы по этой образовательной программе пойдут 32 ученика, получив, по сути, право не только на образование, но и на полноценную жизнь.

 

Справка "РГ"

По данным на декабрь 2012 года, в Нижегородской области зарегистрировано 8987 детей-инвалидов. Большинство из них проживает в семьях - 82,5 процента, для сравнения: в целом по России - 90,4 процента. В структуре детской инвалидности преобладают умственные, психические и комбинированные нарушения (70 процентов), включая нарушения аутистического спектра. Это один из самых высоких показателей среди регионов РФ (в среднем по России - 65 процентов).

Источник: http://www.rg.ru/