Управляющий совет школы №16

Версия для печатиВерсия для печати

Управляющий совет в школе №16 г. Перми появился в 2006 году по инициативе директора Валентины Филипович. Тогда в городе уже активно осмысляли и внедряли в практику такое новое веяние как государственно-общественное соуправление образованием. Валентина Викторовна действовала по алгоритму, который в качестве отправной точки был предложен всем руководителям образовательных учреждений.

Первым шагом стала родительская школьная конференция, которая, к слову сказать, в школе №16 к этому моменту уже стала традиционной. Тогда, на конференции родители впервые познакомились с идеей создания управляющего совета, с примерным положением об управляющем совете. В то же время административная команда готовила документы для внесения соответствующих изменений в устав школы. Родительская конференция позволила сообща понять, чем должен заниматься управляющий совет, какими он обладает полномочиями. Логичным итогом конференции стало избрание в совет представителей (родителей) от каждой параллели.
Следующим шагом в становлении управляющего совета школы стала учительская конференция. На ней, точно так же, как и родители, педагогический коллектив сформировал плату из учителей, которые вошли в управляющий совет. Ну и потом ребята-старшеклассники делегировали туда своих представителей. Заключительным аккордом в этой работе стало приглашение кооптированных членов - выпускников школы и представителей крупнейшего в районе предприятия НПО "Искра". Таким образом, в школе №16 образовался управляющий совет.
Надо заметить, что у Валентины Викторовны не было особенных проблем с поиском активных родителей. Дело в том, что в школе издавна существовали родительские комитеты, и практически в каждом классе были инициативные родители. "Не могу сказать, что все разом подняли руки и изъявили желание войти в члены управляющего совета, - рассказывает Валентина Викторовна. - Вообще, я обращалась к родителям с призывом вступать только по желанию. Мне было важно, чтобы в совет вошли люди, которые сами хотели этого. Знаете, очень стремились избежать принципа "кого угодно, лишь бы не меня".
Валентина Викторовна вспоминает, что два года назад, когда школа работала над созданием управляющего совета, особенно остро ощущалась неполнота нормативно-правовой базы в этом вопросе. Приходилось самим многое разрабатывать, наращивать скелеты-образцы. Зато сегодня можно порадоваться за школы, только приступающие к созданию управляющих советов: они не только могут воспользоваться уже разработанной нормативной документацией, но и опереться на опыт работы других образовательных учреждений.
Надо заметить, усилия Валентины Филипович не пропали даром, потому что управляющий совет ее школы оправдал ожидания: "Сейчас в некоторой степени мы с советом делим ответственность за принятые решения. Любой директор понимает, насколько это важно". Успешность работы этого управляющего совета можно объяснить многими причинами: и тем, то часть родителей знакома с системой образования изнутри, и тем, что председатель совета - бывшая ученица этой школы, и тем, что микрорайон, в котором расположена школа, достаточно замкнут, поэтому многие знают традиции школы. Но важно и то, что родители дорожат школой. Уже сейчас, в начале лета, Валентина Викторовна сформировала на следующий учебный год шесть первых классов, в то время как ее коллеги не закончили прием и в один.
Одним из значимых достижений управляющего совета стала современная благоустроенная столовая. Ранее монополию по питанию в районе захватил один предприниматель, поэтому было очень трудно что-либо изменить. Как говорится, никуда не денешься. На помощь пришли родители. Обратившись к специалистам Роспотребнадзора, они сумели найти хорошего индивидуального предпринимателя, который соответствовал новым требованиям.
Перед заключением договора управляющий совет, вместе с педагогическим коллективом, сформировал представление о новой столовой. Родители, учителя и дети ответили на вопросы "какой бы я хотел видеть нашу столовую?", "как нужно организовать питание?", "что необходимо изменить?". При заключении договора всё было учтено, прописано и оговорено.
Сегодня в школе №16 замечательная столовая. Об этом говорят все гости и хозяева школы. Практически все дети охвачены горячим питанием. Более того, индивидуального предпринимателя, с помощью родителей, удалось приобщить к реализации программы здоровья (тоже разработанной при участии родителей), и теперь, например, дети получают лечебный фиточай. Этот успешный опыт школа представляла на городском родительском собрании весной 2008 года.
Родителям интересно не только участвовать в подготовке к юбилею школы, который по традиции ни в одном образовательном учреждении без родителей не обходится, но и разрабатывать различные проекты. Школа №16 в этом году получила миллион рублей в рамках национального приоритетного проекта "Образование". Как же здесь обойтись без родителей, если уже на первом заявлении для участия необходима подпись председателя управляющего совета? При разработке программы развития учреждения учитывалось мнение не только педагогических работников, но и всех, кого это касается. Блок воспитательной работы - то, где можно объединить усилия - разрабатывался при непосредственном участии родителей.
Вот еще пример: на начальной ступени по инициативе управляющего совета ввели своеобразные отличительные элементы одежды (шарф, жилетки). А еще в этом году коллектив школы обратил внимание на то, что дети не очень бережно стали относиться к учебникам. Тогда при участии управляющего совета был объявлен конкурс "В дружбе с книгой". С целью приобщения к культуре семейного чтения, были проведены чтения, в которых участвовали и родители, и дети. Кроме этого, родители из управляющего совета с учениками старших классов осуществили рейд: прошли по классам и проверили, в каком состоянии у ребят учебники. Кому-то было рекомендовано привести учебники в порядок, а кого-то наградили благодарственными письмами. Такой рейд проводится в школе в начале, середине и конце учебного года.
Книжная тема в школе продолжается традиционным сбором макулатуры, и тут активное участие принимают целые семьи. А энциклопедии, приобретенные на вырученные деньги, пополняют библиотечный фонд школы.

 

Источник: Материалы сборника "Успешный опыт работы управляющих советов в образовательных учреждениях Перми и Пермской области"