Управляющий совет школы №115 г. Перми

Версия для печатиВерсия для печати

Решение создать управляющий совет в этой школе было обоюдным, но все-таки первоначально с инициативой весной 2006 года выступила административная команда. Тогда это было свежим веянием времени, к тому же директор и его заместитель прошли обучение на курсах, посвященных этой теме. На тот момент в школе очень активно и успешно работал родительский комитет с постоянным составом, именно поэтому педагогический коллектив был готов к новой форме. Управляющий совет был организован по классической схеме, по которой в совет в пропорциональных долях входят родители, учителя и кооптированные члены. Все эти люди довольно активные, не безразличные к проблемам школы. Кооптированными членами управляющего совета стали представители электротехнического завода, которые традиционно всегда были помощниками школы. Забегая вперед, скажем, что результатом этого сотрудничества стала возможность трудоустройства учеников на завод в летний период. Кроме этого в состав совета вошел инспектор детской комнаты милиции, выпускник школы, который сейчас занимается интеллектуальным развитием школьников.

Анна Пьянкова, председатель управляющего совета школы №115: "Это был общий шаг. Наш директор - прогрессивная женщина, открытая многим инновациям, которые касаются школы. Нам было это легко сделать, потому что база для этого уже была".
Конечно же, состав совета меняется, но в основном это - 18 человек, из которых шесть родителей, шесть педагогов, несколько кооптированных членов и учащихся.
Однако через некоторое время руководство школы стало замечать, что ожидания от работы управляющего совета не совпадают с его реальными действиями. Елена Русакова, заместитель директора школы, делится размышлениями: "Расхождения заключались в том, что те родители, которые входили в состав управляющего совета, понимали степень своей ответственности, но осознать степень свободы до конца не могли. Они не умели распоряжаться своими функциями, более того не могли до конца поверить в то, что они реально что-то могут". На том этапе работу управляющего совета школы можно было охарактеризовать больше как формальную, нежели реальную. Директор школы поняла, что так просто взять свободу в руки невозможно, и тогда сформировался запрос на обучение родителей. Для того чтобы это осуществить, директор школы заказал в Центре гражданского образования г. Перми обучающие семинары для членов управляющего совета.
Что изменилось в школе? Во-первых, общешкольная родительская конференция стала проходить совершенно в другом формате, поскольку организовывал ее и вел полностью управляющий совет. Администрация школы участвует в подготовке к конференции в самой малой доле. Изменился и характер родительских собраний. Это тоже прерогатива управляющего совета, а не школы. Классные руководители сейчас на собраниях гости, которым в случае необходимости предоставляется слово.
В школе разработана следующая схема. За неделю до родительских собраний, а они проводятся одновременно во всех классах, проходит заседание управляющего совета. В день проведения собраний (за два часа до его начала) на общешкольном комитете родители обсуждают новейшие сведения, результаты проделанной работы, отчеты и перспективные планы, получают от управляющего совета необходимые рекомендации и выходят на собрания в свои классы уже подготовленными. Если после собраний возникали недовольства, волнения или конфликты, то представители управляющего совета выходили в эти классы, чтобы разрешить ситуацию.
Другая сфера деятельности управляющего совета - участие родителей в качестве независимого эксперта в промежуточной аттестации. Это совершенно новый опыт, которого в школе ранее не было никогда. Кроме того, в прошлом году родители наравне с директором принимали работу подрядчика, осуществляющего ремонт школы. Да и на любом торжественном мероприятии школы теперь слово имеет не только директор, но и родители.
Вообще, эта школа, по мнению Анны Пьянковой, отличается хорошими традициями. "В ней учится мой сын, третий ребенок, а две старших дочери учились в другой школе. И там многое было по-другому. Я это отличие чувствую очень хорошо" - рассказывает Анна Ефимовна.
За прошедший год в школе совместными усилиями административной команды и родителей было реализовано три направления деятельности совета. Общее руководство этих внутришкольных проектов, конечно, взяли на себя родители. Первый проект был посвящен созданию питьевого режима для школьников. Была проведена специальная акция, в ходе которой члены управляющего совета объясняли родителям, зачем нужен питьевой режим и как его нарушение отражается на детях. Результатом реализации проекта стали оборудованные флягами с чистой водой и стаканчиками все кабинеты начального звена. В ближайшем будущем управляющей совет планирует оборудовать рекреационные зоны школы.
Вторым проектным направлением деятельности совета стало создание школьной библиотеки, отвечающей современным информационно-коммуникационным требованиям. В рамках третьего проекта родители отремонтировали кабинет и переоборудовали его в физкультурный зал для малышей. Среди этих трех направлений каждый класс выбирал то, куда он хочет направить свои усилия. И во всех трех проектах активно участвовали родители.
Управляющий совет никогда не оставался в стороне, когда учителя принимали участие в конкурсах, например, "Учитель года". Родители сами выдвигают на конкурс учителей, пишут им характеристики.
Среди результатов совместной работы Анна Пьянкова отмечает, что родители старались придать каждому классу индивидуальность. Шторы, цвет обоев, двери - все это немаловажно. Форма для школы №115 тоже не последнее слово. Это решение было принято достаточно давно. Теперь, когда приходишь в школу, тебя встречают дети в деловой одежде. Нынешнему составу управляющего совета не удалось привести в нужный порядок столовую, но Анна Ефимовна уверена, что следующий состав совета продолжит это начатое дело.
Вообще, родители школы тщательно контролируют вопросы питания учащихся, участвуют в аттестации педагогов, что позволяет им более объективно смотреть на работу учителей школы.
Анна Пьянкова, председатель управляющего совета школы №115:
- Мы прекрасно понимаем, что силами одного класса проблемы школы не решить. Именно поэтому действуем сообща. Конечно, конфликты все равно случаются, но мы их стараемся решать внутри школы. Всегда легче найти компромисс, пока пламя конфликта не разгорелось.
Когда люди делают одно общее дело и заинтересованы не в своем участии, а в результате, наверное, им легче найти общий язык. Точно также мы идем к одной цели с директором, может быть поэтому, мы не тратили время на споры, а практически сразу стали слаженно работать. У нас регулярно проводятся мозговые штурмы с директором. С помощью различных анкет и срезов, изучаем общественное мнение по интересующим нас проблемам и вопросам. Последний, активно обсуждаемый из них, - стимулирующая оплата труда учителя. К слову сказать, подготовка к этому нововведению началась уже несколько лет назад. Вся она проводилась при участии научного руководителя, поэтому уже сделаны первые шаги в этом направлении.
- Почему вы стали заниматься общественной работой в школе?
- Хочу сказать, что у меня есть ощущение, что в этой школе были заинтересованы и во мне, и в моем ребенке. Я думаю, что такое впечатление создалось у многих родителей. Не могу назвать ни одного мероприятия, которое было подготовлено кем-то отдельно от всех остальных. Мы работаем вместе.
Например, когда рухнул спортивный зал школы, то много сил администрации и родителей было потрачено на то, чтобы он вновь начал функционировать.
Где-то я читала, что в Америке бюджет школы состоит частично из федерального фонда, частично из городского и частично родительского. И если все три фонда не сформированы, то школу могут не открыть к началу учебного года. И тогда я поняла: кто, если не мы? Кончено же, можно перетянуть финансовое "одеяло" с одной дыры, чтобы прикрыть другую, но это все равно чревато, потому что каждый раз остается обделенная сфера образовательного процесса. И потом - питьевая вода, форма, чистые классы, вкусная еда - это ведь не роскошь. Это то, без чего сегодня жить невозможно.
- Какова, по-вашему, роль управляющего совета школы?
- Это не вопрос сегодняшнего дня. Управляющий совет - это еще такая юная организация, которая в полную силу не войдет еще лет пять-восемь. Но в идеале, все вопросы решаются с участием родителей. Считаю, что моя позиция дает мне возможность участвовать в жизни школы. Понимаете, чем более неравнодушными мы будем сами, тем более успешными будут наши дети. Мой ребенок окончил школу с серебряной медалью. И это полностью его заслуга. Моя мама много лет назад (я учительская дочка) говорила мне: "Никогда не спорь с учителем об оценках". И я согласна с этим. Родители часто начинают "качать права", а не знают, что этот ребенок может учиться на пятерки, но ничего для этого не делает. А для другого тройка - предел свершений. И еще я точно знаю, что если в семье критикуют учителей при ребенке, то там вызревает среда для конфликтов в школе. Этикой взаимоотношений надо заниматься глобально.
На мой взгляд, одной из функций управляющих советов нужно сделать воспитание самих родителей. Это больная тема. Когда мы начинали работу нашего управляющего совета, были те, кто возмущались: государство обязано, школа должна. Спустя два года таких реплик мы уже не слышали. Теперь родители сами предлагают идеи по развитию управляющего совета и школы.
- Есть ли в вашей работе находки, которыми вы можете поделиться?
- Я разработала тактику, которая мне очень нравится. Это касается финансовых потоков. В школе, как правило, у каждого класса есть фонд. Мы тоже создавали классные фонды, но они были не конкретными, как часто делают, например, на ремонт, а просто фонды. У нас заранее были просчитаны предположительные расходы в течение года, исходя их этих сумм, мы высчитывали среднемесячные взносы. Этих денег хватало на все: и на подарки детям, учителям, и на реализацию проектов в школе. В чем же удобство? Когда в конце года школа начинает готовиться к выпускным праздникам, нашим родителям не приходится собирать большие суммы, потому что в течение года эти суммы уже накопились. Точно знаю, что в других школах порой, с места в карьер, от родителей ждут 8-10 тысяч рублей для расходов на выпускной вечер и последний звонок. Поэтому все предстоящие затраты советую заранее планировать.

Источник: Материалы сборника "Успешный опыт работы управляющих советов в образовательных учреждениях Перми и Пермской области"