Связанные одной целью

Версия для печатиВерсия для печати

Рассказывает Максим Борисович Исаев, председатель Управляющего и Наблюдательного советов:

- Здание нашей школы 1950-го года постройки, она построена в стиле "сталинский ампир", с лепниной, барельефами. В 2010 году зданию исполнилось 60 лет и ни разу за все эти годы в ней не проводился капитальный ремонт. С одной стороны, это говорит о качестве постройки, с другой - об отсутствии бюджетных средств на капитальный ремонт в годы, когда необходимость в нём по нормам строительства уже назрела.

С 1991 года школа №12 приобрела статус школы с углублённым изучением немецкого языка. Благодаря этому в школе на постоянной основе работает учитель-носитель языка, гражданин ФРГ. Также руководством школы организованы регулярные языковые стажировки - поездки учащихся в страну изучаемого языка. Выпускники школы имеют возможность получить языковой диплом II степени от консульства ФРГ в России, дающий им право поступать в любой немецкоязычный ВУЗ Европы без сдачи экзамена по немецкому языку. Третий год школа является участником городской программы "Международное образование".

В 2008 году руководством департамента образования было принято решение о капитальном ремонте школы и в феврале 2009 года здание было закрыто, а учащиеся размещены зданиях двух других школ. Ими стали школы №96 (для начального звена) и №134 (для среднего и старшего звеньев). Данный вариант размещения учащихся был найден с помощью Управляющего совета, который рассмотрел множество различных вариантов.

На момент закрытия здания было проведено две экспертизы - в 2006 и в 2008 годах, которые признали здание школы "в ограниченно работоспособном состоянии". Именно поэтому в 2008 году в школе был закрыт 4-й этаж и один лестничный марш.

В январе 2009 года, когда родители учащихся школы №12 узнали о предстоящем капитальном ремонте, был существенно обновлён Управляющий совет школы. По результатам переговоров с департаментом образования и министром образования края школе были переданы права заказчика на проведение всех видов работ. Также в результате переговоров Управляющего совета с руководством отрасли в школе поменялся директор. Новым директором стала Елена Михайловна Ракинцева, которая работала в школе завучем по специализации и стояла у истоков создания "немецкой" школы. Именно тандем из администрации школы и Управляющего совета стал главной движущей силой на пути к достижению результата - через капитальный ремонт получить обновленное здание.

Управляющим советом был разработан сетевой график подготовки школы к ремонту, под которым стоят три подписи: директора школы, председателя Управляющего совета и начальника департамента образования.

Для постоянного информирования родителей, учащихся и педагогов о том, как движется ремонт, а также пресечения возможных слухов и домыслов относительно дальнейшей судьбы школы Управляющим советом была создана новая форма оповещения - "Информационный листок Управляющего совета". Он регулярно вывешивается как на досках информации, так и на школьном сайте.

Первым шагом на пути к ремонту стала разработка технического задания на проектирование капитального ремонта. Родители с директором разработали требования к своей новой школе - как должно выглядеть здание снаружи и внутри, как должна быть благоустроена и оборудована прилегающая территория, какими должны быть внутренние сети и коммуникации. Также был проработан вопрос оснащения школы самым современным оборудованием. Например, конференц-залом, компьютерами, оборудованием пищеблока. Германской стороной было предоставлено оборудование для будущих физической и химической лабораторий. Кроме этого, проектом запланировано оснащение новой школы современным диспетчерским центром, который будет управлять системами оповещения как в рамках учебного процесса, так и при возникновении внештатных ситуаций. Сюда же относится  система видеонаблюдения. В отремонтированной школе существенно расширится пищеблок, он будет полностью соответствовать новым СанПИНам. Кроме того, в школьном здании, построенном в 1950 году, не было предусмотрено спортивного зала и мастерских для уроков труда. Поэтому дополнительно к проекту капитального ремонта департамент образования согласовал предложение администрации школы и Управляющего совета заказать проект пристроя к основному зданию, в котором и будут размещаться необходимые помещения: современный спортивный зал с раздевалками, душевыми и тренерскими, новый актовый зал со сценой и гримёрными, а также мастерские с оборудованием.

Таким образом, после проведения капитального ремонта обновленная школа №12 будет соответствовать всем современным требованиям, предъявляемым как к содержанию образовательного процесса, так и к его безопасности. Например, все классы начальной школы будут располагаться на одном этаже, библиотечный блок будет размещен на одном этаже с классами по подготовке к языковому диплому, школа будет оборудована системой wi-fi, физико-химический блок будет расположен в одном крыле. В каждом классе будут установлены интерактивные доски с проекторами. Подобно школам Германии, школа №12 будет иметь привлекательный для детей интерьер из лучших, экологически чистых материалов. Что касается школьной территории, то на ней запланировано размещение спортивных площадок и сооружений, беговой дорожки из современного покрытия. Предусмотрено озеленение и благоустройство территории. По предложению директора внутренний школьный дворик будет оборудован для отдыха учеников и педагогов.

После написания технического задания школе администрацией города были выделены средства в размере 2 миллиона 300 тысяч рублей для проведения конкурсных процедур и заключения муниципального контракта с подрядчиком на проектирование капитального ремонта.

Следующим этапом стала подготовка аукционной документации на право заключения контракта. И опять бок о бок в этом направлении работали администрация школы и Управляющий совет. После конкурсных процедур был определён подрядчик-проектировщик - ОАО "Пермгипроводхоз".

Муниципальный контракт был заключен в мае 2009 года, а уже в декабре того же года проектно-сметная документация была представлена для утверждения. Нужно отметить, что момент её готовности произошёл бы намного позже, если бы школьная администрация во главе с директором, а также наиболее активные родители не способствовали его приближению. Работа с подрядчиком требовала от заказчика, т.е. администрации школы, значительного количества времени и определённой компетенции. Поэтому Управляющий совет всесторонне оказывал посильную помощь администрации школы - были предложены проектно-планировочные решения всех этажей, услуги по проектированию и производству конструкции крыши, получение в ресурсоснабжающих компаниях (Пермэнерго, Новогор-Прикамье, Пермская сетевая компания) необходимых технических условий.

Процесс подготовки к капитальному ремонту сопровождался регулярными совещаниями и у начальника департамента образования с участием администрации школы, Управляющего совета, подрядчиков. На них отслеживался сетевой график подготовки к ремонту, обозначались возникающие трудности и находились пути к их совместному преодолению.

После разработки готовую проектно-сметную документацию необходимо было согласовать с надзорными органами - "Технадзор за капитальным ремонтом", Роспотребнадзор, "Краевое управление государственной экспертизы". В предварительных переговорах также участвовали члены Управляющего совета. Результатом этой работы стало получение школой №12 Положительного заключения на проект от Управления государственной экспертизы Пермского края. Таким образом, была утверждена стоимость всего проекта - 90 миллионов рублей. Именно эта сумма была выделена весной 2010 года из городского бюджета решением Пермской городской Думы и направлена на капитальный ремонт школы.

Летом 2010 года школа №12 стала муниципальным автономным образовательным учреждением - в школе появился Наблюдательный совет, одним из полномочий которого является утверждение крупных сделок образовательного учреждения. Важно, что в состав Наблюдательного совета вошло, в том числе, и несколько членов Управляющего совета.

Следующим шагом стала подготовка к квалификационному отбору на право заключения договора с потенциальным подрядчиком на проведение ремонтно-строительных работ. В результате проведенного конкурса администрацией школы был определен заказчик-застройщик, которым стал ООО "Капитал". Предварительно, перед заключением договора, директор посчитал необходимым сообщить об этом Управляющему совету. Таким образом, одобрив сделку, члены Управляющего совета, с одной стороны, приняли участие в обсуждении этого вопроса, с другой - почувствовали ответственность за дальнейшую судьбу капитального ремонта.

В октябре 2010 года был заключен договор с ООО "Капитал", согласно которому Заказчик-застройщик приступил к выполнению работ. В ходе работ выяснилось множество скрытых дефектов здания, не предусмотренных проектом. Поэтому потребовались дополнительные обследования, согласования, требующие дополнительного времени и некоторых изменений проектно-сметной документации. Несмотря на возникающие затруднения, динамика и успешность работы обеспечены постоянным  взаимодействием  управления имущественным комплексом департамента образования, администрацией школы и Управляющего совета. Благодаря оперативности совещаний с участием всех заинтересованных сторон, проект продвигается вперёд.

Параллельно, с изменением проектно-сметной документации ремонта основного здания школы, ведётся разработка проекта пристроя к школе - комплекса, включающего спортивный и актовый залы и мастерские. И к этой цели администрация школы движется в тесной связке с Управляющим советом при поддержке управления имущественным комплексом департамента образования.

Необходимо отметить, что кроме задач, связанных с капремонтом, Управляющий совет решал и множество других важных вопросов.  Например, о школьном сайте, комплектовании Управляющего совета, поездках учащихся на стажировки в Германию. Кроме этого, члены Управляющего совета участвовали в церемониях вручения учащимся языковых дипломов. Также обсуждались вопросы эстетического воспитания учащихся через внешний вид самих учащихся, аудиторий, рекреаций, расписания занятий. В результате была разработана и принята эмблема школы и Положение о внешнем виде учащихся. Поднимались на Управляющем совете и вопросы о благотворительных взносах родителей учащихся, о расходовании бюджетных и внебюджетных средств, о материальном стимулировании работников школы о внутреннем распорядке, о выполнении родителями и учащимися решений Управляющего совета. Отдельно рассматривался вопрос о взаимодействии с администрациями принимающих школ №96 и №134: о школьном питании, о тепловом режиме в аудиториях, об освещении и ограждении территории школы №134, об организации движения маршрутного транспорта и о светофорном регулировании движения на дорогах, прилегающих к школе №134. Рассматривались вопросы о взаимодействии с департаментом образования, администрацией г. Перми.

Залогом успеха Управляющего совета школы №12 является чётко организованная работа по нескольким направлениям - группам: ремонта, финасово-юридической, учебно-досуговой и группе по оформлению и благоустройству. Такое распределение даёт возможность использования потенциала родителей как специалистов по отраслям, а также позволяет одновременно управлять всеми вопросами школьной жизни.

Главный же секрет Управляющего совета заключается во взаимопонимании и сотрудничестве школьной администрации и родителей, в прозрачности этих отношений и  в единстве целей, которые все разделяют: и педагоги, и родители, и дети. И хорошим примером может служить работа по подготовке к капитальному ремонту, которая объединила всех участников образовательного процесса. Так, на этапе разработки технического задания абсолютно все высказывали свои идеи и пожелания - учащиеся привозили с языковых стажировок фотографии фасадов и интерьеров зданий школ Германии, учителя обеспечивали качественный образовательный процесс в новых непростых условиях, родители и администрация учли пожелания детей и педагогов при составлении технического задания. В настоящий момент проводится общешкольный конкурс, объявленный Управляющим советом, на новую школьную униформу, в которой учащиеся войдут в новое здание.

Пример слаженной работы всех участников образовательного процесса школы №12 достоин внимания пермских школ, которые заинтересованы в качестве образования и создании комфортной, безопасной и уютной атмосферы в своём образовательном учреждении. Если педагоги, дети и родители объединены одной целью и прилагают усилия по её достижению, то они обязательно добьются успеха, как коллектив пермской школы №12.