Родители, управляющие школой

Версия для печатиВерсия для печати

— Алла Николаевна, управляющий совет создавался по рекомендации сверху? Или по инициативе администрации школы?

— Создание подобных советов входит в национальный проект образования. Делается это для того, чтобы подключить родителей к жизнедеятельности школ, управлению ими, к решению основных вопросов, касающихся обучения и воспитания детей. До появления первых Управляющих советов во многих школах существовали попечительские советы или советы школ. Это была несколько иная структура взаимодействия с родителями, которая тоже, в общем-то, приносила пользу школе. Но время диктует новые условия. Появилась необходимость активизировать роль родителей, расширить рамки включения их в общественную жизнь школы, наделить большими полномочиями.

— С чем это связано?

— Совместное рассмотрение вопросов, возникающих в ходе учебного процесса, в решении которых мамы и папы принимают равное участие, помогает избежать конфликтных ситуаций. Управляющий совет нашей школы имеет решающий голос, например, в составлении режима дня школьников — члены совета предлагают свои варианты школьного расписания. Учебный план рассматривается не только администрацией школы, он выносится сначала на рассмотрение родителей. Нам необходимо знать, что они желают получить от нас для своих детей. Естественно, и поступление внебюджетных средств посредством добровольных взносов имеет для школы большое значение. Но родители должны быть уверены, что их деньги будут потрачены не зря. Так вот именно управляющий совет решает, как использовать поступления из родительского кармана. Например, на призы, школьное оборудование, организацию учебных мероприятий.

— После появления управляющего совета работать с родителями стало проще?

— К моменту его создания активность в решении школьных вопросов проявляли в основном учителя и ученики. Из них и состоял бывший совет школы. Родители включались в его работу неохотно, потому что не видели в нем своей роли. О переменах в образовательном процессе, реформах и вообще современной жизни школы они узнавали из газет и с экранов телевизоров. Постепенно стали задавать вопросы: “Почему в той школе так, а у нас иначе?” Порой даже конфликты возникали. Создание управляющего совета помогло разрулить многие спорные моменты. Родители поняли, что их мнение интересует руководство школы, что его учитывают и впоследствии принимают конкретные решения.

— Приведите пример таких решений...

— Когда мы составляли план на этот год, перед нами встал выбор, что преподавать: информатику или ОБЖ. Посоветовавшись с родителями, мы решили, что информационные технологии сейчас более актуальны. Однако и “Основы безопасности жизнедеятельности” тоже необходимы, дети должны быть готовы ко всем жизненным сюрпризам. По какому пути пошли? Разбросали вопросы, рассматривающиеся на ОБЖ, по таким предметам, как биология, физкультура, технология. И, таким образом, убили сразу двух зайцев: сохранили “Основы безопасности жизнедеятельности” и предоставили школьникам возможность обучаться информатике.

— По какому принципу избираются участники управляющего совета?

— Выборы в совет проходят раз в два года. Родители избираются на общем родительском собрании, старшеклассники (9-е, 10-е и 11-е классы) — на собрании старших классов. Из педагогического коллектива кандидатуру выдвигает педсовет, а учащиеся высказывают свое мнение, кто на их взгляд из учителей более достоин выдвижения. Среди родителей большой активности никогда не было. В основном мы уговаривали их принять участие в том или ином мероприятии. А в этом году они более интенсивно включились в работу школы. Это радует.

— В структуру управляющего совета входит несколько комиссий. Чем они занимаются?

— Каждая школа вправе создавать свои комиссии по различным направлениям. У нас семь комиссий: учебная, финансовая, экологическая, спортивно-оздоровительная, комиссия милосердия, комиссия культуры и досуга. Например, экологическая комиссия следит за состоянием санитарно-гигиенических условий кабинетов и внешним видом учащихся. Спортивно-оздоровительная — занимается организацией спортивных мероприятий в школе, участвует в создании секций на платной и бесплатной основе. В настоящее время у нас в школе четыре секции ведут родители и бывшие выпускники школы. Раньше спортивный зал после занятий всегда пустовал. А сейчас там играют в футбол, волейбол, занимаются ушу и греко-римской борьбой. По завершении каждого месяца проходят открытые соревнования между учителями, родителями и учащимися. У комиссии милосердия богатый опыт работы. Она действует уже шесть лет. Наши ученики дружат с госпиталем ветеранов и детским домом в селе Успенка. К каждому празднику они готовят концерт и подарки. Им это нравится, видят, что их там ждут. Комиссия культуры и досуга работает по мере необходимости организации каких-либо мероприятий. А учебная комиссия следит за посещаемостью и за готовностью учащихся к урокам, анализирует успеваемость.

— Разве уследишь за всеми?

— Конечно, нет. Но у нас есть проблемные классы. И они на заметке у комиссии. По итогам рейдов комиссий на доске объявлений вывешиваются результаты. К счастью, в основном это положительные моменты.

— А финансовая комиссия управляет школьным карманом?

— Не то чтобы... У нас есть утвержденный школьный бюджет, в его рамках мы планируем, сколько денег пойдет на ремонт, на покупку оборудования. Здесь мы тоже учитываем мнение родителей. Эти деньги идут на образовательный процесс, и родители имеют право знать, куда и как они расходуются. А внебюджетные средства, которые поступают из добровольных родительских взносов, — это уже прямая забота комиссии. Больше половины добровольных средств уходит на поощрение детей. К концу года в школе проводятся большие мероприятия — подведение итогов конкурсов “Класс года” и “Ученик года”. Победителям мы всегда вручаем подарки. Ну и, кроме того, тратим деньги на самые насущные потребности, которые не сумели запланировать в бюджет. Нынче, например, приобрели кулеры с водой и увлажнители воздуха.

— Деятельность управляющего совета в какой-то степени упорядочивает работу школы?

— Мы смотрим на образовательный процесс не только со своих позиций, строим работу, учитывая мнение родителей и учащихся. И мы заметили, что такой подход дает неплохие результаты. Недавно завели еще одну традицию — включили в работу школы “ящик общественного мнения”, используя который, любой родитель может задать вопрос анонимно. На общем совете все вопросы, брошенные в ящик, непременно рассматриваются.

— Как часто собираются члены управляющего совета?

— Ежемесячно. Решаем организационные моменты, анализируем работу комиссий. По итогам каждого месяца родители принимают участие в поощрении педагогов, распределении стимулирующего фонда оплаты труда. Родители вносят свои предложения, завучи, учитывая успеваемость, победы на олимпиадах, предлагают еще какие-то кандидатуры.

— Могут ли родители высказать свое недоверие педагогу?

— И такие моменты были. Совместно с председателем управляющего совета мы эти проблемы решали. Возникали, например, претензии к организации учебного занятия. Педагог неверно подобрала методику преподавания своего предмета. Мы переговорили с ней. И она сориентировалась в ситуации.

— При подведении итогов работы совета много говорилось о деятельности школьных клубов...

— Это наши новые инициативы, которые исходят как раз от управляющего совета. Родители сейчас очень мало общаются с детьми. Получается, что в школе и дома ребята существуют сами по себе. Часто родители совсем не понимают своих дочерей и сыновей. Мы пытаемся помочь им отрегулировать отношения с собственными детьми. Включаем в школьную жизнь посредством клубных занятий. Как правило, дети тех родителей, которые чаще присутствуют на школьных мероприятиях, добиваются лучших результатов. Они чувствуют, что мамам и папам небезразличны их успехи.

— А клубы как им могут помочь?

— Возьмем клуб “Песняры”. В непринужденной обстановке создается идеальная атмосфера для общения детей со взрослыми. На занятиях клуба говорят о современных направлениях в музыке, занимаются вокалом и хоровым пением. Может быть, работа не столь значимая, нет определенной цели, занятия возникают стихийно. Но зато есть живое общение. А это очень важно. В январе был создан клуб рукоделия, который позже назвали клубом дизайнеров. Здесь собираются те, кому нравится шить, вязать, готовить и оформлять праздничные столы. На занятия приглашают родителей, у которых возникают проблемы в семье. Неохотно, конечно, те идут... Но... три семьи таким образом подключили. В клубе “Здоровье” все началось с посещения спортивного зала и проведения небольших игр. Сейчас мы приглашаем на занятия различных специалистов с лекциями. Недавно к нам приходили работники аптеки, рассказывали о различных медицинских препаратах, о возможных подделках и т.д.

— Алла Николаевна, как вы сами оцениваете работу управляющего совета в вашей школе?

— Процесс становления любой организованной работы не бывает скорым. Нужен период адаптации. Я считаю, что за два года этот период у нас прошел. Родители поняли, что им действительно необходимо знать, чем живут их дети. Они активно включились в жизнедеятельность школы. Сейчас подпитывают нас эмоционально и, конечно, материально. Стремятся помочь чем могут.

— При создании совета вы учитывали опыт других школ?

— Структура не нова и построена на нашем же совете школы, так что мы учитывали прежде всего свой опыт. Наши комиссии уже работали, только родительской активности не хватало.

— Что бы вы пожелали родителям, которые неохотно идут в школу?

— Любить своего ребенка и жить его жизнью. Не бросать его, ссылаясь на то, что он уже взрослый. Быть с ним всегда. Любому ребенку нужны родители и их поддержка. Посмотрите на своих детей влюбленными глазами.

03.05.2007

Ирина ТАРАБАЕВА

Источник: Тюменские известия, №78 (4338)

Кнопка рейтинга Business-Key 

Top Sites Счетчик тИЦ и PR Яндекс.Метрика
igavs-ru.png