Родители имеют право знать

Версия для печатиВерсия для печати

Зачем это нужно?

Основывается рейтинг на 14 критериях, затрагивающих все области деятельности школы. Сюда входят: качество обучения и воспитания, инновационная и методическая работа, позитивное отношение родителей и местного сообщества к школе, результаты участия в конкурсах, фестивалях и других мероприятиях, оценка школы родителями и учениками, причем последние опрашиваются только в конце 11–го класса. Опрос родителей проводят члены муниципального управляющего совета, школьников — специалисты управления общего и дошкольного образования. Это позволяет получить независимую и достаточно объективную оценку деятельности образовательного учреждения.

Итоги рейтинга позволяют родителям сделать выводы о результативности мероприятий по сохранению здоровья их детей, об уровне безопасности в школе, определить, какое место школа отводит созданию условий для внеурочной деятельности, организации дополнительного образования. Кроме того, рейтинг помогает понять, насколько умело и эффективно школа распоряжается своим бюджетом и как обстоят дела с привлечением дополнительных средств на его развитие.

Кроме лидера рейтингового списка, гимназии № 11, высоких результатов (более 70% от общего количества баллов) все четыре года достигают пять общеобразовательных учреждений: лицей № 1, гимназии № 4 и № 48, школы № 41 и № 42. Положительную динамику индивидуального продвижения с 2007 года показывают семь учреждений: гимназии № 4 и № 11, школы № 9, 23, 40, 42 и № 43. Значительно улучшили показатели в 2010 году (более чем на 7%) лицей № 1, гимназия № 5, школы № 14, 33 и № 36.

В 2007 году участие в рейтинге принимали 27 (57,4%) образовательных учреждений Большого Норильска. За четыре года количество участников выросло в полтора раза. В этом году впервые была оценена работа школы–интерната № 2 и всех центров образования, потому что муниципальным управляющим советом принято решение об участии в рейтинге всех образовательных учреждений, за исключением снежногорской школы № 24.

Уникальный опыт

Лидирующее место в рейтинге три года подряд занимает кайерканская гимназия № 11. И дело здесь не в статусе учреждения (на втором месте, например, общеобразовательная школа № 23, а сразу за ней в списке — 42–я школа, они обошли другие лицеи и гимназии города). Отличительная особенность 11–й гимназии в том, что она работает по уникальной для Норильска программе. Здесь разрабатывается индивидуальный учебный план для каждого старшеклассника. Деление на классы в результате весьма условное — на уроках формируются группы в рамках профильных предметов, выбранных самими учениками. Это так называемая классно–групповая форма обучения. Группы комплектуются не случайно, а по трем основным направлениям: гуманитарное, физико–математическое и химико–биологическое. Учебные планы и расписание в гимназии составляет учитель информатики кандидат физико–математических наук Любовь Антоновна Береза. Вероятно, преподаватель с другой специализацией и не справился бы: расписание не просто разбито на таблицы, оно размечено разными цветами и цифрами, понятными только посвященным. Причем площадь расписания 10–11–х классов примерно равна площади остальных параллелей вместе взятых.

Уже в девятом классе гимназисты должны решить, какие предметы им ближе и в жизни нужнее. С родителями и учениками проводятся анкетирования и беседы на эту тему. Очень интересной формой работы в данном направлении является и ролевая игра, проводимая совместно с детьми и их родителями, где они с помощью педагога–психолога совместно решают вопросы выбора будущей профессии.

Затем в соответствии со сделанным выбором составляются планы и расписания уроков. Бывает и такое, что спустя время некоторые гимназисты меняют свой выбор, тогда корректируются и личные планы этих учеников. Но все технические сложности компенсируются пользой, которую приносит такая форма обучения.

Светлана Янченко, 10-й класс:

– Мы определили свою будущую специальность и профильные предметы. У меня это — история, обществознание, английский и математика. Предметы выбирались исходя из того, что больше нравится и лучше получается. Домашних заданий, конечно, задают много, и учить приходится намного больше, чем по общей программе, но мы понимаем, что нам это пригодится. Это хорошая инвестиция в будущее. Конкретно куда поступать, я еще не решила, подам документы в несколько вузов, а потом — как получится.

Илья Горянов, 11-й класс:

– Я собираюсь в Санкт–Петербургский университет гражданской авиации, на факультет экономики и управления предприятием, поэтому у меня в плане больше занятий по математике и обществознанию. По индивидуальной программе я учусь второй год (перешел сюда из другой школы, и есть с чем сравнить), и мне так больше нравится, потому что здесь идет углубленная подготовка по тем предметам, которые тебе больше нужны.

Более глубокое изучение предмета позволяет без проблем сдать ЕГЭ и, соответственно, поступить в желаемый вуз. Помимо этого дети постоянно общаются между собой, пересекаются на уроках — профильных и общеобразовательных. Так или иначе работа по индивидуальным планам способствует коммуникативному процессу.

К такой форме обучения в 11–й гимназии пришли не вдруг. Вначале долго изучали опыт других школ, занимающихся по индивидуальным программам. Гимназия–универс в Красноярске стала практически образцом, наши педагоги даже были там в гостях. Кроме того, изучали работу московских гимназий, опыт школ Поволжья. Полностью на такую форму обучения старшеклассников гимназия перешла в 2007 году, а до этого какое–то время избирательно так работали в тестовом режиме с перспективными детьми. Сейчас преподаватели постоянно ездят на курсы в Москву и в край, повышают квалификацию в Норильске, многие учатся дистанционно.

Кроме того, гимназия ведет активную общественную работу, является ресурсным центром юношеского образования в р–не Кайеркан. Периодически здесь проводятся единые профильные дни, когда на вопросы школьников отвечают специалисты с «Надежды», Кайерканского угольного разреза, других предприятий, расположенных недалеко от района. Ну, а в ожидании профессионального самоопределения ребята для души занимаются в театральной студии у Натальи Чернявской, которая преподает им актерское мастерство и сценическую речь.

Есть к чему стремиться

Образовательным учреждениям, участвующим в рейтинге, чьи результаты оказались недостаточно высокими, предстоит проанализировать свою деятельность, определить западающие моменты и задачи, направленные на их разрешение. Здесь необходимо активно привлекать и родителей, потому что высокого качества и результатов образовательного процесса можно достигнуть только совместными усилиями учеников, педагогов и родителей. Аналогичным образом с этого года будут оцениваться и дошкольные учреждения. Пока — не все, в рейтинге этого года участвовало 22 детских сада, но со временем у каждого родителя будет право знать, чем живет сад, в который ходит их ребенок.

Результаты формирования рейтинга позволяют увидеть объективную картину о состоянии системы общего образования как в целом на территории Норильска, так и в каждом общеобразовательном учреждении. С материалами рейтинга образовательных учреждений можно ознакомиться на сайте управления www.norduo.ucoz.ru.

Марина АНДРИЮК

Источник: Заполярная правда