Проект "Тьютор особого ребенка"

Версия для печатиВерсия для печати

Тьютор – это наставник, который сопровождает ребёнка в процессе освоения им новой деятельностью и организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории ребёнка.

Анализ проблемы.

Проект направлен на создание в г. Кемерово и регионе профессионального сообщества тьюторов для особых детей или детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного образования. Проект реализуется на собственные средства тьюторов, а также на грантовые и благотворительные средства.

Проблема и описание необходимой помощи.

Число детей с ОВЗ растёт с каждым годом. Очередь в МАДОУ № 49 Детский сад комбинированного вида, осуществляющего коррекционно-образовательную помощь детям с нарушением интеллекта, составляет около 300 детей: из них 35 имеют статус инвалидов. Образование для детей с ОВЗ по запросу родителей всё чаще организуется в условиях общеобразовательных дошкольных и школьных учреждений. Становится актуальной профессия тьютора.

Тьютор — (англ. tutor) специалист, сопровождающий учащегося или студента в процессе индивидуального обучения, он участвует в разработке индивидуальных образовательных программ для своих подопечных. Однако миссия тьютора гораздо выше и масштабнее, чем простая помощь в учёбе.

Англ. tutor в переводе с английского – педагог-наставник, опекун, попечитель.

От лат. tueor - заботиться,оберегать. Тьютор (позиционно) — это тот, кто организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории ребёнка.

Особенности профессии

В настоящее время у нас в стране специальность «тьютор» внесена в реестр профессий, определены квалификационные и иные характеристики данного специалиста — последняя редакция приказа зарегистрирована в Минюсте РФ 6 октября2010 г. (№ 18638), изменения касаются только оформления приказа — Приказ «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Для России тьюторство – принципиально новый вид педагогики.

Хотя есть множество областей, где оно находит своё применение: социальная работа с проблемными семьями, детсады, школы, колледжи и вузы, инклюзивное образование и дистанционное. Компетенции тьютора включают в себя индивидуальные занятия с ребёнком, но это не репетиторство. Репетитор — специалист в определённой области знаний, он лишь повышает знаниевый уровень ребёнка. Тьютор же выстраивает весь образовательный процесс ребёнка.

Тьюторство в образовании означает максимальную индивидуализацию учебного процесса.

Чем это отличается от индивидуального подхода? Тем, что индивидуальный подход – это замечательная практика, когда учитель или воспитатель находит особый подход для каждого подопечного. Допустим, какое-то математическое действие не даётся ученику, и учитель находит новый способ объяснения.

А индивидуализацией специалисты называют такую работу, когда ребёнку дают знания и умения, исходя из его собственных интересов.

Тьютор – это своего рода посредник между традиционным педагогом и ребёнком. Он анализирует интересы и проблемы ребёнка, отслеживает, что в программе даётся с трудом, а к чему есть способности.

Если традиционный педагог может в досаде махнуть рукой на нерадивого ученика, то тьютор на то и тьютор, чтобы найти этому ученику индивидуальный маршрут освоения знаний. Он помогает ему сформировать учебные интересы, а в итоге – нащупать своё призвание.

«Особые» дети.

В некоторых случаях присутствие тьютора рядом с ребёнком жизненно необходимо. В первую очередь это касается инклюзивных школ и детских садов. Слово «инклюзивный» применительно к садику и школе означает, что их посещают не только практически здоровые дети, но и такие, которым требуются особые условия. Это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Если ребёнок плохо видит или слышит, если ему трудно ходить из-за перенесённой травмы или ДЦП, если у него нарушение речи или есть заметные интеллектуальные проблемы, он может учиться среди обычных сверстников, у которых таких проблем нет. Но для этого ему нужна помощь тьютора -воспитателя. Другое название – воспитатель-сопровождающий.

Во-первых, ребёнку нужна физическая помощь. Ребёнку с ДЦП тьютор помогает передвигаться, глухому или слабослышащему – усваивать информацию с помощью специальной аппаратуры или языка жестов и т.д. Но тьютор – не нянька. Его работа не сводится к ежеминутному обслуживанию. Он общается со своим подопечным столько, сколько это действительно необходимо, и поэтому может опекать сразу нескольких детей в классе или в учреждении. Иногда требуется постоянное сопровождение, иногда – время от времени, на определённых уроках и занятиях. Главная задача такого педагога – поддерживать в ребёнке стремление к самостоятельности, чтобы в дальнейшем он мог жить обычной жизнью среди сверстников.

Тьютор-воспитатель помогает подопечному установить контакт с другими детьми. А здоровым детям он собственным примером показывает, как нужно относиться к людям с инвалидностью, чем и как можно им помогать.

Тьютор также проводит дополнительные занятия со своими подопечными, координирует работу всех специалистов группы сопровождения – логопедов, психологов, дефектологов, инструктора ЛФК.

Если всё организовано правильно, совместная учёба здоровых и «особых» детей идёт на пользу и тем, и другим. Здоровые дети привыкают не прятаться от чужих проблем, и в будущем у них не будет барьеров в общении с инвалидами. Соответственно и дети-инвалиды вырастают полноценными гражданами, готовыми самостоятельно строить свою жизнь среди людей.

Дипломированных тьюторов мало, педагогами-сопровождающими в школах работают подготовленные социальные педагоги, воспитатели и даже родители детей с ОВЗ. А также волонтёры – студенты, ученики старших классов, – которые не рассчитывают на какие-то блага лично для себя, а просто хотят помочь или научиться чему-то новому. Но мама в качестве тьютора – это риск чрезмерной опеки, которая тормозит развитие малыша. А волонтёр на то и волонтёр, что он не может посвящать этому благородному делу всё своё время. Кроме того, обычно роль волонтеров сводится к тому, что они оказывают физическую помощь и помогают (что тоже очень важно) в общении с одноклассниками. А о профессиональной педагогической помощи тут речь не идёт.

Так что потребность в профессиональных тьюторах очевидна. И со временем она будет только расти.

Рабочее место

Как уже сказано, российские тьюторы работают в основном в школах и детских садах с инклюзией или альтернативными программами.

Тьюторами в вузах работают педагоги высшего образования . Такие должности характерны для многих зарубежных университетов.

Важные качества

Профессия тьютора предполагает желание помогать. А при работе с «особыми» детьми необходимо безусловное приятие этих детей. Раздражительность и властность, свойственные многим учителям, в этой профессии неуместны.

Знания и навыки

Тьютор должен владеть педагогическими методиками, методиками индивидуального планирования учебного процесса.

При работе в инклюзивном детском саду или школе необходимы познания в области специальной (коррекционной) педагогики.

Где учат?

Российские вузы начали готовить тьюторов практически недавно.

Чтобы получить специальность, нужно окончить педагогический вуз, в котором имеется кафедра тьюторского сопровождения образовательной деятельности. Также можно повысить квалификацию специалистам образовательных учреждений на базе курсов повышения квалификации, в том числе дистанционно.

Инклюзивное образование

Инклюзивное, или включенное, образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах и дошкольных учреждениях.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Восемь принципов инклюзивного образования:

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

Каждый человек способен чувствовать и думать;

Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

Все люди нуждаются друг в друге;

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Идея инклюзивного образования подразумевает, что не ребенок должен готовиться к включению в систему образования, а сама система должна быть готова к включению любого ребенка (Ч.А. Джумагулова, 2001). Основная задача тьютора – подготовить условия для образования ребёнка с ОВЗ в конкретной системе образовательного учреждения.

Задачи, реализуемые специалистом-тьютором:

  • Сопровождать ребёнка в его жизненной среде, помогать в организации её развивающего характера.
  • Подготавливать условий для образования особого ребёнка в конкретной системе образовательного учреждения.
  • Заниматься с ребёнком по преодолению дефицитов развития и формирования новых компетенций.
  • Сотрудничать с семьёй в вопросах развития и образования ребёнка, оказывать помощь в подборе развивающих, коррекционных и образовательных программ.
  • Правовая и образовательная поддержка семьи в реализации прав ребёнка во всех социальных институтах.

Специалист — тьютор:

  • проектирует и организует предметно-игровую среду для конкретных игровых и образовательных ситуаций;
  • создает открытые коммуникативные пространства для ребёнка в социуме, развивает и поддерживает в ребёнке стремление к самостоятельности, чтобы в дальнейшем он мог жить обычной жизнью среди сверстников;
  • разрабатывает инструментарий для индивидуального сопровождения ребенка и ведёт соответствующую документацию (карты, дневники и т.д.);
  • проводит мониторинг уровней развития ребёнка, рефлексию и саморефлексию деятельности, практикует супервизии;
  • разрабатывает и реализует индивидуальную программу развития ребенка по преодолению дефицитов развития и формирования новых компетенций, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка;
  • проводит занятия с ребёнком по направлениям индивидуальной программы в соответствие со своей профессиональной квалификацией;
  • организует встречи с родителями, педагогами, врачами в рамках социального партнёрства в интересах ребёнка.

Содержание проекта - организация тьюторского сопровождения для детей с ОВЗ в условиях инклюзивной практики в г. Кемерово и регионе.

Реализация проекта в г. Кемерово позволит:

  • организовать в г. Кемерово первый в регионе Центр тьюторской помощи детям с ОВЗ;
  • разработать методические рекомендации для образовательных учреждений области, осуществляющих инклюзивную практику;
  • поддержать и укрепить веру родителей в собственные силы и в заинтересованность государственных и негосударственных служб области к их проблемам;
  • увидеть практические шаги к решению проблем инклюзивного образования детей с нарушенным развитием в форме деятельности тьютора;
  • изменить пассивную позицию многих специалистов, родителей, руководителей учреждений и фирм в организации помощи детям с ОВЗ на заинтересованную и деятельную;
  • оказать практическую помощь детям-инвалидам и детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Организаторы проекта приглашают к сотрудничеству всех заинтересованных лиц!

Источник: zelenydomik.ru