Почему в Ярославской области столько талантливых математиков?

Версия для печатиВерсия для печати

Светлые головы

Толчком к созданию нового образовательного проекта стал прошлогодний указ Владимира Путина, обративший внимание на необходимость развития математического образования. К участию в нем привлекли местные вузы. В результате появился математический клуб, а в июле в селе Вятском под Ярославлем работала летняя математическая школа: 30 светлых голов со всей области - участники математических олимпиад всех уровней - две недели совмещали отдых с занятиями с преподавателями ярославского Демидовского университета, РГПУ им. Герцена и физико-математического лицея Петербурга.

Ярославль всегда был на слуху как поставщик в лучшие вузы страны сильных математиков. Когда говорится "Ярославская математическая школа", имеется в виду школа N 33 - именно ее ученики с 2001-го 9 раз становились победителями международных олимпиад по математике, причем 5 раз завоевывали "золото". Плюс международные "золото" и "серебро" по химии и "золото" по физике.

Как сдать на 100 баллов?

33-я школа с 200-летней историей - традиционный лидер в регионе и по баллам ЕГЭ. В этом году ее выпускники сдали математику в среднем на 85,87 балла, информатику - на 88 с лишним, химию - почти на 89, физику - на 74,74 и даже русский язык - на 81,3. Тогда как средний результат по области намного ниже. Ученик именно этой школы Алексей Журавлев нынче побил своеобразный рекорд: за всю историю проведения ЕГЭ в Ярославской области он получил 100 баллов сразу по трем предметам - математике, физике и русскому, а по информатике - 97. Хотя экзамены были для него символическими, потому что по результатам олимпиад он уже был принят в Московский физтех.

- Наша школа не занимается "натаскиванием" на ЕГЭ, - говорит завуч Маргарита Смирнова. - Наши дети проходят гораздо больше, чем необходимо для

ЕГЭ, и, наверное, именно это помогает его сдавать. Потому что наша главная цель - развить ребенка математически, чтобы он мог с разных сторон подойти к решению трудной задачи. В результате ребята не зациклены на стандарте, малейшее изменение которого ставит в тупик.

С 1995 года, когда в школе с 8-го класса началось углубленное изучение математики, здесь ищут и растят дарования по одной схеме. Ежегодно 33-я набирает 3 первых класса, к которым по окончании 7-го класса добавляют еще один - чисто математический, составленный из пришедших из других школ. Чтобы в него попасть, соискатели держат пишут тесты, проходят собеседование. С этим классом учителя занимаются по углубленной программе. По ней же учатся ученики первых трех классов в параллели, желающие заниматься математикой. Таких оказывается больше половины в каждом классе. Те, кто не хочет вгрызаться в уравнения, учатся по обычной программе, для чего дополнительные уроки математики ставятся либо первыми, либо последними, чтобы ребята могли легко их пропустить. Эти ученики заканчивают 9-й класс в 33-й школе, получают аттестат и переходят в другие школы, где точные науки изучают не столь пристально.

Из оставшихся формируются 3 класса, которые и будут покорять математический олимп. С самыми способными дополнительно занимается еще и профессор ЯрГУ, тренер сборной РФ на Международной олимпиаде по математике Владимир Дольников.

"Отсидеть урок" не проходит

Вариант "отсидеть уроки" здесь не проходит, и в поисках легкой учебы сюда не идут. Причем это касается не только математики, но и близких к ней информатики, физики, химии. При этом ребята из 33-й совсем не похожи на бледнолицых и сутулых жертв чрезмерной любви к наукам. На городских соревнованиях по легкой атлетике математики, как ни странно, регулярно показывают лучшие результаты.

Но мало кто знает, сколько педагогам 33-й приходится прилагать усилий, чтобы выискивать свободные помещения для занятий, содержать в более-менее приличном состоянии старое здание. Построенное в 1937 году, оно ни разу полностью капитально не ремонтировалось - все время по частям. На потолках видны следы протечек, линолеуму и плитке не один десяток лет, вместо столовой - "раздаток" на 1000 человек. Иногда приходится заниматься даже в учительской. Но в списке задач масштабного проекта "Ярославская математическая школа" решение этих проблем пока, к сожалению, не значится.

Конкретно

Задачи "Ярославской математической школы"

- Выявление талантливых детей на территории всей области;

- создание математических объединений школьников;

- открытие во всех районах ресурсных центров, где талантливые педагоги могли бы очно, заочно, дистанционно работать с талантливыми школьниками, а вузовские специалисты - с педагогами. К 1 сентября центры появятся во всех районах, а в перспективе их будет 26;

- интенсивная работа с самыми способными детьми, в том числе с привлечением к этой работе профессора ЯрГУ Владимира Дольникова.

Источник: http://www.rg.ru