Открытое обращение в поддержку школ для детей с особыми образовательными потребностями

Версия для печатиВерсия для печати

 

Кому:
В.В. Путину, Президенту РФ
Д.А. Медведеву, Председателю правительства РФ
В.И. Матвиенко, Председателю Совета Федерации ФС РФ
С.Е. Нарышкину, Председателю Государственной Думы ФС РФ
С.С. Собянину, Мэру Москвы

Школы должны быть разными. Реформа образования разрушает систему обучения детей с особыми потребностями в образовании и уничтожает школы, специализирующиеся на обучении детей, не вписывающихся в формат массовой школы: одаренных детей, детей с повышенной учебной мотивацией, детей с ограниченными физическими возможностями, в том числе детей, проходящих надомное обучение, а также детей с девиантным поведением. Не секрет, что одаренные дети нуждаются в особой помощи и поддержке государства. Даже в советское время существовали такие школы, в которых дети обучались по программам повышенной сложности, по разным направлениям школьного образования, эти школы наделялись особым статусом и имели значительную финансовую поддержку. Этот опыт во многих странах мира признан положительным, некоторые страны пытаются воспроизвести его у себя. Однако курс на унификацию школьного образования для всех категорий детей, в том числе имеющих особые потребности, грозит разрушением этой системе. Более того, сейчас, когда в новых Федеральных государственных общеобразовательных стандартах декларируется личностно-ориентированный подход в обучении, развитие различных способностей учеников, этот курс противоречит обозначенной руководством страны стратегии инновационного развития общества, которая может быть реализована только при наличии высококвалифицированных, творческих, нестандартно мыслящих специалистов. Тем не менее в стране происходит перевод всех школ на нормативно-подушевое финансирование, безо всякого научно-методического обоснования сливаются друг с другом школы, обучающие детей с разными потребностями. На смену разрушаемой системе специальных школ не приходит ничего другого: нет продуманных программ работы с разными категориями учащихся в общем потоке, нет соответствующей инфраструктуры и не предусмотрено ее создание, не предусмотрено участие в учебном процессе специалистов, которые занимались бы сопровождением особых категорий учащихся, а также финансирование этой работы.

Активно идущая «оптимизация» уже значительно ухудшила положение школ для детей с повышенной учебной мотивацией.

Во-первых, это школы, как правило, небольшие по количеству учащихся, обеспеченные высококвалифицированными педагогами. Это насущная необходимость: потребность в знаниях у учащихся таких школ чрезвычайно высока, стандартное образование удовлетворить ее не может. Нормативное же финансирование означает отказ от оригинальных спецкурсов, индивидуальных учебных планов, самостоятельных научных исследований, возможности лабораторной и экспедиционной работы. Все это невозможно в рамках массовой школы. Нас уже много лет убеждают, что учеников в школе должно быть много, а учителей мало. Этот идеал уже успешно реализуется: его результат - переполненные классы, примитивизация программ и сокращение учебных часов, ЕГЭ как единственный итог школьного обучения.

Недавно с помощью нормативно-подушевого финансирования массово закрывали сельские школы, теперь рассматривается вопрос о школах для детей с особыми образовательными потребностями.

Во-вторых, невозможно «оптимизировать» такие школы, не изменив их суть. Объединение нескольких близких по духу маленьких школ не поможет решить финансовые проблемы, а механическое слияние создаст массу организационных, педагогических, психологических проблем для всех участников образовательного процесса. Ведь речь идет не просто об объединении зданий и потоков финансирования — объединять придется живые коллективы с разными педагогическими подходами и традициями.

Теперь, с окончательным введением в действие Федерального закона №83, государство предлагает школам решать финансовые проблемы с помощью системы «платных образовательных услуг». Но мы — общество — не можем себе этого позволить: способности ребенка не зависят от благосостояния родителей. В школах для детей с повышенной учебной мотивацией есть ученики, принадлежащие к самым разным социальным слоям, и если бесплатным останется только обеспеченный госстандартами минимум, многие таланты будут погублены.

Принятый недавно в первом чтении проект закона «Об образовании» фактически подписывает таким школам смертный приговор, так как ни лицеев, ни гимназий, ни школ с углубленным изучением отдельных предметов там просто не предусмотрено. В одобренном депутатами законопроекте есть глава «Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся». В ней декларируется (без какой-либо конкретики!) поддержка государством детей с ограниченными физическими возможностями и выдающихся спортсменов и музыкантов, будущих военных и сотрудников правоохранительных органов, летчиков и моряков. Детям с повышенной учебной мотивацией (ст. 82) обещано бесплатное участие в олимпиадах и индивидуальные денежные поощрения за выдающиеся успехи.

Нет даже упоминания о государственном обеспечении повышенных образовательных потребностей этих детей! (Юридически выверенная поправка о включении в Закон лицеев и гимназий предлагалась на общественных слушаниях ОПРФ, но до сих пор не принята.) Зато такая поддержка будет оказана школам для детей дипломатов (ст. 92): «Нормативные затраты оказания государственных услуг в сфере образования загранучреждениями Министерства иностранных дел Российской Федерации … должны учитывать затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся…».

Мы чрезвычайно обеспокоены нынешними и грядущими переменами в системе образования. Мы вправе ожидать от власти, что она уделит детям с особыми образовательными потребностями достойное внимание, учитывая необходимость развития России не как сырьевой страны третьего мира, а как высокоразвитой в технологическом и нравственном отношении державы.

Мы требуем принять следующие первоочередные меры:

1. Закрепить законодательно статус образовательных учреждений для учеников с особыми образовательными потребностями.

2. Разработать систему государственного финансирования, которая позволит эффективно функционировать малокомплектным школам, а также образовательным учреждениям, специализирующимся на обучении и воспитании отдельных категорий учащихся: сельским школам, школам для детей с ограниченными физическими возможностями и для детей с девиантным поведением, авторским школам и школам для детей с повышенной учебной мотивацией.

3. Признать политику «оптимизации» образовательных учреждений экспериментом, результаты которого не очевидны и неоднозначно оцениваются педагогическим и родительским сообществом. Прекратить процесс слияния школ до проведения независимого мониторинга эксперимента и широкого обсуждения его результатов.

Поставить свою подпись под обращением