Директора пермских школ будут привыкать к финансовой самостоятельности

Версия для печатиВерсия для печати

Министр образования Пермского края Николай Карпушин рассказал о том, что изменится, когда заработает закон об автономных бюджетных учреждениях. Закон даст возможность образовательным организациям  более свободно распоряжаться средствами из бюджета.

На бюджетные места очной формы обучения в пермские вузы зачислены 4394 абитуриента. Из них 608 поступающих набрали по 225 баллов и выше. Получается, что 14 процентов абитуриентов - это одаренные люди. Такой процент необходим нам для успешной работы национальных университетов. Кроме того, в нынешнем году вдвое увеличилось число зачисленных с высоким баллом абитуриентов, поступавших из удаленных районов края. Одаренные абитуриенты стали оставаться в крае, предпочитая учиться в Перми, а не уезжать в другие города.

См. Формы поддержки одаренных детей

Автономное плавание

Сегодня доход образовательных учреждений формируется исходя из принципа подушевого финансирования. Деньги идут в конкретную школу вслед за учеником, поэтому от количества детей зависит, каков доход той или иной школы, лицея или гимназии. Однако установленный норматив финансируется из двух источников: часть - из регионального бюджета, а часть - из муниципального. Проблема в том, что внутри учреждения смешивать эти финансовые потоки сегодня нельзя. У школ нет единого денежного мешка, из которого директор по своему усмотрению может тратить бюджетные деньги в зависимости от оперативных нужд. Например, сегодня федеральный закон № 261 требует проводить энергосберегающие мероприятия, но если в какой то школе уже установлены приборы учета тепла и воды, директор не имеет права потратить сэкономленные средства на другие цели. По моим подсчетам, школа может сэкономить до 40 процентов средств, в основном на теплоснабжении.

Если мы создаем автономное учреждение, мы эту границу между двумя источниками финансирования стираем. Мы получаем единый финансовый пул. В школу приходит грамотный менеджер, который получает возможность грамотно тратить бюджетные средства. Получив заказ от муниципалитета на оказание образовательных услуг, школа приобретает возможность более качественно этот заказ исполнить.

См. Особенности правового статуса автономных образовательных учреждений

Деньги на текущий ремонт и содержание учреждения включен в муниципальный норматив содержания ученика. Деньги из краевого норматива идут на зарплату. Но в обычной школе слить оба потока нельзя - допустим, деньги из первого источника направить на отопление. Если директор или заведующий сэкономил на содержании, то остатки муниципалитеты изымают обратно в свой бюджет. Например, в Добрянке образовательные учреждения вернули 15 миллионов рублей, в Лысьвенском районе - 26 миллионов. А в результате сегодня руководители образовательных учреждений не заинтересованы экономить бюджетные деньги и не могут выплачивать дополнительные бонусы лучшим педагогам. А низкая зарплата педагогов - сегодня самая острая проблема в образовании. В сельской местности ее хватает, а в городах оплата труда педагогов неконкурентноспособна. В результате есть огромная опасность, что в школах появятся такие кадры, которые как специалисты не смогли состояться нигде. 

Станет ли образование платным

Мы в Пермском крае сегодня стремимся к тому, чтобы максимальное количество образовательных учреждений получили статус автономных. В Перми сейчас порядка двух десятков автономных лицеев, гимназий и школ, в целом в регионе - 120. В нынешнем году хотим выйти на уровень одной тысячи. Конечно, у некоторых директоров до сих пор есть страхи - они думают, что их школы в какой то затруднительной ситуации могут оказаться обанкроченными. Однако важно понять, что финансирование из двух источников сохраняется, и оно по прежнему будет зависеть от количества посещающих школу учеников. Просто директор сможет тратить деньги из одного котла.

Родители при помощи Наблюдательных советов школ получат возможность контролировать, сколько средств поступило из бюджета, насколько эффективно они израсходованы, есть ли экономия и на какие цели можно потратить сэкономленные деньги.

Как бороться со взносами которые просят школы за поступление в первый класс?

Жаловаться в прокуратуру, Рособрнадзор по Пермскому краю. Оплачиваться должна только дополнительная образовательная услуга. Тогда с каждым, кто согласился заплатить, составляется официальный договор, где определен вид дополнительной услуги (иностранный язык, компьютерная грамота и прочее).

См.Требования к сбору добровольных пожертвований на нужды школы

Добавить комментарий