Чем будут управлять управляющие советы школ (Интервью с замдиректора Центра образования «Царицыно», координатором федеральной группы по управляющим советам Еленой Шимутиной)

Версия для печатиВерсия для печати

 

– Елена Николаевна, идея управляющих советов пришла к нам с Запада, где хорошо развито самоуправление. У нас положение дел несколько иное. Как и гражданское общество, управляющие советы создаются порой не по зову сердца...

– Во-первых, ничего насильно делать, естественно, не нужно.

Во-вторых, ничего не надо разрушать. Если в школе успешно работает родительский комитет, не надо спешить его заменить другим органом. У управляющего совета немного другие задачи и совсем иные возможности. Кстати, представители родительского комитета могут войти в управляющий совет и успешно с ним взаимодействовать.

В-третьих, надо помнить, что школы, как и любые другие организации, получающие деньги от налогоплательщиков, должны быть открытыми и прозрачными структурами для широкой общественности. Именно школьные управляющие, являющиеся представителями общественности, берут на себя обязанность разобраться в том, что в действительности происходит в школах.

– И все-таки о «насилии»… Как образуются сегодня эти самые советы?

– Где-то наличие таких советов – обязательное условие деятельности школы. Такое правило существует для регионов, являющихся участниками комплексного проекта модернизации образования (КПМО). Где-то решение исходит от местного начальства. А где-то идет снизу, от самих родителей. Чаще всего такое происходит в московских школах.

– Какими правами наделены управляющие советы?

– В такой совет входят учителя (но не более трети), родители, ученики и другие представители общественности. Совет решает вопросы режима занятий обучающихся, осуществляет контроль над соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в школе. Рассматривает жалобы и заявления обучающихся, их родителей (законных представителей) на действия (бездействие) педагогического и административного персонала школы и принимает по ним решения. Например, решает вопрос об исключении обучающегося из школы, ходатайствует при наличии оснований перед учредителем школы о расторжении трудового договора с учителем, иным работником школы, с директором школы, вносит учредителю предложения о поощрении работников и директора школы. Он наделен правом утверждать программу развития школы. Совет может улучшить положение дел в финансовом обеспечении, поиске и привлечении внебюджетных средств, а также оказать помощь в наиболее рациональном расходовании бюджетных средств.

– «А не проще ли платить руководителям учреждений больше, и тогда они будут более ответственно относиться к своему труду», – скажут вам на все это простые люди.

– Зарплата далеко не все определяет в нашем обществе. Да и директора школ тоже могут далеко не все. У управляющего совета иногда больше возможностей, чем даже у директоров школ. Он же, например, может и не «войти в положение» местного начальства, которому «сейчас не до школы»... И успехи у советов уже есть. Где-то такой совет помог установить на проезжей части у школы «лежачего полицейского» или добился переноса автобусной остановки, где-то осуществил проект радиофикации школы, где-то навел порядок в охране школьного здания. Все эти «малые дела» – реальное доказательство возможностей управляющих советов влиять на улучшение положения дел в школе. Дальше, я думаю, будет больше. И тогда в школах ремонт будут делать вовремя. Кстати, за рубежом в управляющий совет школы может войти даже человек «со стороны», не имеющий к данному учреждению никакого «родственного» отношения. Но при этом он хороший менеджер, уважаемый человек и люди всецело ему доверяют.

– Трудно представить себе наших людей, способных самоотверженно и безвозмездно заниматься школьными проблемами...

– А проще ждать милостей от больших начальников и ничего не делать? Смотреть, как разрушается школа твоего ребенка и не знать, что предпринять в этом случае? Проще вообще не знать своих прав, ведь правда?

Общественное участие в управлении образованием