Родители против создания профильных классов

Версия для печатиВерсия для печати

Администрация школы имеет полномочия для того, чтобы самостоятельно принимать решения о формировании классов профильного обучения. Закон дает родителям лишь безусловное право выбирать профиль из числа предложенных школой.

Вместе с тем, родители в соответствии с п.6 статьи 26 имеют право создавать советы для учета мнения по спорным вопросам управления школой, которые затрагивают их права и законные интересы:

В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:

1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее - советы обучающихся, советы родителей);

Инициативная группа родителей или Совет родителей может обратиться к директору с просьбой пересмотреть решение. Для того, чтобы настаивать на учете мнения родителей важно подтвердить, что это именно мнение большинства родителей. Можно направить коллективное обращение или провести встречу. 

Важно понимать, что это не то, что можно требовать, это то, о чем можно договариваться и согласовывать интересы.

У администрации также могут быть свои веские аргументы (рекомендации органов управления образования, новая программа развития школы, специализация педагогов и т.п.), соответственно, абсолютная категоричная позиция в решении данного вопроса не будет лучшей стратегией. Важно выслушать пояснения директора и представить собственную позицию, с тем чтобы совместно найти оптимальный вариант, который устроит все стороны.

В чем разница между профильным обучением и элективами

Учебный план содержит часы по выбору с 5 по 9 класс и в старших классах, независимо от создания профильных классов.

Не нужно путать профильное обучение и элективы, которые входят в состав базовой общебразовательной программы. В составе базовой общеобразовательной программы учебный план состоит из обязательной части и вариативной части, которая может предусматривать определенное количество часов элективов. Элективы из того, что предлагает школа можно выбирать, заменять один на другой, но только из предложенного набора и если они входят в базовую программу и учебный план - то совсем от них отказаться нельзя, только заменять.

В соответствии с примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15):

Часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений (вариативная часть), определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации.

См. в чем различия между элективами и профильным обучением

Время, отводимое на данную часть примерного учебного плана, может быть использовано на:

  • увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
  • введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;
  • другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся.

Ссылаясь на вышеуказанное положение "об обеспечении интересов и потребностей", участники образовательного процесса вправе требовать учитывать их мнение при выборе предметов вариативной части. 

Если речь не об элективах в составе общеобразовательной программы, а о переходе на профильное углубленное изучение предметов - то ситуация несколько иная. У родителей есть право выбирать профиль или отказаться от него совсем. То есть в любой момент, когда ребенок меняет решение о выборе вуза и ЕГЭ и понимает, что профиль ему не нужен - он имеет право отказаться от профиля и перейти на обучение по базовой общеобразовательной программе по соответствующему предмету. Закон дает родителям возможность настаивать на своем праве выбора. То есть не беседовать, а просто писать официально заявление в письменном виде на имя директора. 

Кто утверждает решение о выборе профилей

Закон об образовании закрепляет за родителями право участвовать в управлении образовательной организацией. В частности, родители помимо инициативного создания Советов для учета их мнения могут входить в состав коллегиального органа управления - Управляющего совета школы, полномочия которого официально утверждены Уставом и локальными актами, а решение по вопросам, которые отнесены к его компетенции обязательны для директора. 

Необходимо уточнить в Уставе и локальных актах (Положении об Управляющем совете) кто именно принимает решение о создании профильных классов. Решение о создании профильных классов может являться частью программы развития школы. Если утверждение Программы развития школы относится к компетенции Управляющего совета - то родители могут обращаться в совет, для того, чтобы повлиять на решение о введении профильного обучения и выборе самих профилей.

Образец заявления родителей о сохранении общеобразовательного класса

Дата публикации: 
понедельник, января 30, 2017
Кнопка рейтинга Business-Key Top Sites Счетчик тИЦ и PR
Яндекс.Метрика
igavs-ru.png