Какие варианты реализации индивидуального обучения может использовать общеобразовательная школа?

Версия для печатиВерсия для печати

Как показал анализ материалов, представленных муниципальными и региональными органами управления образованием,  развивающими работу в данном направлении ИУП обучающихся реализуется следующим образом:

1.Модель внутришкольной профилизации.

Общеобразовательное учреждение является однопрофильным (реализует только один избранный профиль) и многопрофильным(организует несколько профилей обучения: создаются профильные классы внутри одной многопрофильной школы).

Общеобразовательное учреждения может также обеспечить профильное обучение обучающихся за счет увеличения числа предлагаемых профильных и элективных курсов, возможность использования которых реализуется обучающимися через ИУП.

Последняя модель получила широкое распространение во многих общеобразовательных учреждениях, но преобладает в городских (крупный и средний город) образовательных учреждениях.

2.Модель сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций.

Данная модель используется при получении образования на этапе среднего общего образования. Существует два основных вариантах реализация этой модели.

Первый вариант связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг образовательного учреждения, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, способного стать «ресурсным центром» для других школ. В этом случае каждое общеобразовательное учреждение данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых  учебных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр».

Второй вариант основан на равной кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями общего, дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащимся предоставляется право выбора способов профильного обучения не только там, где он учится, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (заочные школы, дистанционные курсы, учреждения профессионального образования и др.).

На практике реализуются и смешанные модели, когда часть обучающихся старших классов реализуют свои ИУП в одном общеобразовательном учреждении, а  другая часть обучающихся использует образовательные  возможности сети.

Реализации обучения через ИУП довольно трудное направление профильного обучения, т.к. предполагает разработку новых принципов организации обучения (в группах или в параллели), огромную разъяснительную работу с учащимися и их родителями, составление рабочего плана (с учетом федерального, регионального и школьного компонентов), затем индивидуальных планов учащихся. Анализируются возможности школы (расписание, кадры, средства и пр.), составляется расписание учителей и каждого ученика.

3.Модель ликвидации академической задолженности.

Данная модель разработки и реализации индивидуального учебного плана самая простая по организации и реализации и непосредственно зависит от размера денежных средств для оплаты дополнительных часов педагогов по работе с отстающими обучающимися.

Наиболее сложная часть этой модели это выявление причин возникновения академической задолженности и их ликвидация. На этом этапе может потребоваться привлечение усилий органов опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и внутришкольных органов управления (управляющего или попечительского совета).