Чем индивидуальный учебный план отличается от адаптированной образовательной программы?

Версия для печатиВерсия для печати

Индивидуальный учебный план и адаптированная образовательная программа направлены на учет и коррекцию индивидуальных особенностей обучающегося. При этом они имеют существенные различия.

Обучение по адаптированной образовательной программе

  • Обучение по адаптированной образовательной программе предусмотрено для детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Для перехода на обучение по адаптированной образовательной программе необходимо получить соответствующие рекомендаций ПМПК.
  • При обучении на адаптированной программе для ребенка специально разрабатывается программа с учетом заболевания и рекомендаций ПМПК.
  • Обучающиеся с умственной отсталостью по адаптированным основным общеобразовательным программам не проходят государственной итоговой аттестации, следовательно, выдаваемые им по окончании обучения по таким программам документы не являются документами об образовании, а являются документами об обучении (ч. 1 ст. 60). 
  • С обучения по адаптированной образовательной программе можно вернуться на традиционную. Право выбора программы принадлежит родителям, но в раде случаев школы принимают положения о порядке перехода на обучение по адаптированной образовательной программе и обратно, в которых предусмотрено, что для возврата на обучение по обычной программе необходимо вновь пройти ПМПК.

Обучение по индивидуальному учебному плану

  • Обучение по индивидуальному учебному плану предусмотрено для детей, которые по разным причинам хотят осваивать образовательную программе по индивидуальному расписанию. Это могут быть дети, которые отстают по программе и им нужно чуть больше времени для освоения, учащиеся, которые не вписываются в существующее школьное расписание по разным причинам (артисты, спортсмены и т.п.), одаренные дети, которые хотят и могут осваивать программу в ускоренном режиме углубленно.
  • При обучении по ИУП осваивается обычная образовательная программа по индивидуальному расписанию (быстрее или медленнее).
  • Учащийся сдает ГИА и получает аттестат на общих основаниях. 
  • Учащийся может в любой момент вернуться на обучение в обычной форме, для этого достаточно подать заявление.

Адаптированная образовательная программа направлена на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеющими недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. 

Целью реализации адаптированной образовательной программы является коррекция нарушений развития и социальная адаптация таких детей.

На практике разница между обучающимися, имеющими недостатки в психологическом развитии, и обучающимися, особенности которого выражаются в отсутствии мотивации на обучение по традиционной системе преподавания образовательной программе, выражается в отсутствии (наличии) заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Родители могут настаивать на обучении по индивидуальному учебному плану без рекомендаций ПМПК. При наличии заключения ПМПК, в котором будет указано на наличие у обучающегося нарушений в психологическом развитии и необходимости обучения по адаптированной программе, образовательное учреждение может отказать в удовлетворении заявления о переводе обучающегося на обучение по индивидуальному учебному плану.

Родители имеют право выбора формы обучения и образования. Обучающийся по индивидуальному учебному плану может «возвращен» на обучение по традиционной образовательной программе.